Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Тютюгина Н.В.
Рерих и Нестеров
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Лазарев В.Н.
Великий художник

Доклад Даниэла Энтина, Директора Музея Н.Рериха в Нью-Йорке

Благодарю вас за приглашение участвовать в этой конференции. В течение последних десяти лет я приезжаю сюда, в Россию, довольно часто. Благодаря этим поездкам я многому научился, приобрел много новых друзей; здесь я нашел новые пути и возможности служить Учению. Со времени моего первого приезда сюда на конференцию в октябре 1984 г. в вашей стране многое изменилось. То, что в те времена было как бы тайным, скрытым, — сейчас расцвело и превратилось в широко распространившееся и очень заметное движение. Это движение, начатое самими Рерихами на Западе после революции, распространилось по всему миру — конечно, не до такой степени, как в России, но вполне достаточно, чтобы его влияние чувствовалось везде.

Время движется быстро, и поколения приходят и уходят. Ушел последний из семьи Рерихов. В моей стране ушло целое поколение людей, знавших Рерихов, живших и работавших с ними начиная с 1920 г. В августе этого года в возрасте 98 лет от нас ушла одна из самых любимых учениц Рерихов, Кэтрин Кэмпбелл Стиббе. За три месяца до этого мы потеряли Ингеборг Фричи, которая была так же близка к Рерихам, как и Кэтрин. Обе они, вместе с Фрэнсис Грант и Зинаидой Григорьевной Фосдик, присоединились к Рерихам в 20-е годы и работали с ними до конца жизни. Все они принадлежали к тому поколению Рериховцев, которое было особенно важным для меня. Пока они были с нами, я всегда мог прийти к ним или позвонить по телефону, спросить, как относились Елена Ивановна или Николай Константинович к тому или иному вопросу, что они об этом говорили. Сейчас на нас лежит великая ответственность: сохранить Учение и передать его новым поколениям без искажений, и это очень трудная, почти невозможная задача.

Может быть, это несколько бесцеремонно с моей стороны — выступать перед вами здесь, в Москве, на конференции, посвященной теме русской духовности. Я недостаточно знаю об этом предмете, чтобы говорить о нем. Практически любой из присутствующих здесь может научить меня многому в этом вопросе, но само приглашение приехать сюда и выступить перед вами заставило меня глубже задуматься над темой, и спросить себя: "Что такое духовность, на самом деле? Что такое Русская духовность? И как Русская духовность отличается от духовности других стран? Кто представляет русскую духовность: этнические русские? Граждане России? Не сомневаюсь, что некоторые из участников этой конференции живут в России, но не являются русскими по национальности — какова их духовность: русская, или какая-то другая, или они вообще лишены духовности?"

Я задаю все эти вопросы потому, что я принадлежу к совсем другому миру. Я вырос в стране эмигрантов, где духовная природа любой национальности близко соприкасается с другими. В моем городе, куда бы я ни пошел, я встречаю людей самых разных национальностей, слышу много языков, вижу людей, исповедующих разные религии. Вы не поверите, какое множество религий существует в одном моем городе — в Нью-Йорке!

Я был подростком, когда впервые обратил внимание на этот феномен, и он привел меня в такое восхищение, вызвал такой интерес, что я решил начать свою "исследовательскую экспедицию". Каждую неделю я посещал религиозные центры разных вероисповеданий и внимательно слушал, стараясь понять, какая религия была самой лучшей, самой вдохновляющей, самой истинной. Этот поиск оказался напрасным. Не считая их очевидных, чисто внешних характеристик, во вех религиях я нашел больше общего, чем различий. Но этот поиск оказался для меня уроком, который я никогда не забываю. Все религии, все человеческие культуры велики. Все религии — это голос Бога, говорящего с людьми на их языках и в понятных им символах и образах. Но истины — одни и те же везде. Николай Константинович Рерих знал это. В его искусстве мы видим образы основателей и святых всех великих религий мира, — таким образом он отдавал дань уважения им всем. Знамя Мира, которое он дал нам, говорит, что культурное наследие — искусство, науки и религии всех стран — одинаково заслуживают защиты и сохранения. Н.К.Рерих писал, что в любом предмете, независимо от того, где он найден, есть что-то, какая-то нить, которая ведет далеко, в другие времена и страны, знавшие этот предмет когда-то ранее.

Он и Е.И.Рерих в книгах Учения писали о едином, универсальном наследии и преемственности всего сущего. Ничто не принадлежит какому-то одному месту. Все, что существует в мире, связано со всем остальным, и даже лист, упавший в одной части мира, может вызвать гром в другой. И дух парит везде, держава духа — выше всего.

Если вы закроете глаза и представите Альпы, ваш дух будет там: он летит, куда захочет. Дух есть свободная, ничем не скованная, живая часть Вселенной. И точно так же, как ваш дух может путешествовать — и путешествует — по всей Вселенной, такой же свободной может быть и ваша индивидуальность. Вы сами в прошлых воплощениях рождались и жили в других местах и странах — частях света. Несомненно, вы снова родитесь в других местах и странах — может быть, в тех, которые мы знаем сейчас, а может быть, и в тех, которые еще не существуют. Каждый из вас — дитя планеты и в то же время дитя космоса. Как сказал Иисус Христос в Новом Завете, "В доме Моего Отца обителей много", и мы свободны жить в любой из них. Чувствовать какую-то исключительную гордость за одну свою жизнь — в данное время в данной стране — значит унижать все, чем вы были в предыдущих жизнях и чем вы будете в ваших новых, будущих воплощениях. Елена Ивановна Рерих говорила Ингеборг Фричи, что если человек ненавидит или презирает какую-то страну, если он испытывает неприязнь или отвращение к какой-то группе или типу людей в своей или чужой стране, — именно там, среди этих людей, такой человек должен будет воплотиться в будущем, потому что любые негативные чувства действуют как магнит, притягивающий человека к объекту его ненависти, чтобы послужить уроком, опытом, на котором человек учится. Американские индейцы говорят, что ты не можешь осуждать других, пока ты не походил в их обуви, — то есть, пока ты не жил как один из них, ты не имеешь права критиковать их.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru