Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Танин Игорь

Симфония размышлений

Присмотревшись, я увидел, что музыкантов стало больше - многих я просто не разглядел внизу. Черты лица одного из них заставили меня вздрогнуть от неожиданности. Вот уж кого я никак не ожидал здесь встретить, так это Олега, своего друга и коллегу. Он вдохновенно музицировал на виолончели и не обращал на меня ни малейшего внимания.

- Но этого не может быть! - воскликнул я. - Олег не умеет играть на виолончели, он вообще никогда не учился музыке. Максимум, что я слышал в его исполнении - это пять-шесть аккордов на гитаре.

- Это не совсем обычные инструменты. Не нужно учиться нотной грамоте, чтобы овладеть ими. Важно, чтобы человек глубоко чувствовал и мыслил, тогда эти инструменты начнут звучать в его руках. Все люди играют в оркестрах, подобных моему, но редко, кто вспоминает об этом, - ответил мне дирижер и многозначительно посмотрел на пустые стулья рядом с Олегом.

- А те, которые были слышны только внизу, они, теперь я понимаю, играют очень прескверно. Хорошо, что звуки их не доносятся до нас, но ведь и жаль их, бедняг.

- Они не будут играть так все время, но лишь до тех пор, пока слушают только себя. Как только они услышат более красивую музыку, их тембр и ритм игры изменятся, и мы услышим их. Они еще порадуют нас своей игрой. Но не думай, что ты слышишь сейчас самое прекрасное исполнение, поднимись еще на несколько ступеней вверх - и этот необычный зал откроет тебе еще много неожиданного и удивительного.

Мы поднимались все выше и выше, и меня все более захватывала напряженная и богатая симфония.

- Хватит, выше тебе еще нельзя, - остановил меня дирижер, - твой разум не выдержит дальнейшего напряжения, и ты умрешь. Здесь тебе не следует долго оставаться, так как сам ты еще не можешь играть на таком уровне. Прими эту небольшую экскурсию как награду за твою любовь к искусству.

- Но я не смогу больше слушать оркестр внизу лестницы!

- Пока еще сможешь. Но в этом заключена еще одна опасность для тебя и причина, по которой тебе необходимо вернуться. Если, вернувшись к своим друзьям, не сумеешь играть в такт с ними, то останешься тут дольше. Поэтому нельзя преждевременно привыкать к этой симфонии. Воспоминание об этой экскурсии поможет тебе в будущем подняться сюда. Искусство - не наркотики, назначение его не в том, чтобы убивать, а в том, чтобы насыщать силой и улучшать качество жизни. Также хочу предостеречь тебя от высокомерного отношения к "беднягам", играющим на нижнем уровне. Их игра прекрасна.

- То есть как прекрасна? Неужели вам могут нравиться эти грубые звуки?

- Дорогой мой друг, игра их отсюда действительно воспринималась бы, как нечто ужасающее. К счастью, мы защищены от этого здесь. На вершине лестницы все слышится иначе. Правда, нужен очень утонченный вкус, чтобы почувствовать это. На самом верху слышны все музыканты, и самая несовершенная игра, не взятая отдельно, но в соединении с игрой мастеров, придает особое очарование симфонии. Прекрасные и волнующие сочетания появляются в моменты, когда кто-то из неопытных музыкантов начинает слышать музыку более возвышенную и пытается подстроиться под нее. Но, повторяю, чтобы услышать это, нужно избавиться от многих условностей и стереотипов, к которым мы приросли. Теперь прощай, тебе пора занять свое место.

Мысль моя споткнулась, зашаталась, и я провалился в глубокий бессознательный сон...

Пронзительный звон будильника, заползающий в самую душу и раздирающий ее противными металлическими когтями, заставил меня рвануться с кровати и с силой ударить по кнопке этого дьявольского механизма. Будильник громко и ехидно тикал как ни в чем не бывало. Пора вставать. Я вспомнил вчерашний концерт, и это воспоминание наполнило меня бодростью. Пора работать! Олег улыбался спросонок, и настроение у меня было отличное. За будничными утренними приготовлениями к работе мысль внезапно озарилась воспоминанием о чудесном сне и затем вновь погрузилась в неразрешенные проблемы. Я мысленно составлял план работы на новый день. Медленно попивая из чашки горячий чай, я вдруг подумал, что исходные предпосылки, из которых я делаю логичные математические выводы в диссертации, весьма и весьма условны. Может быть, нужно расширить пределы интегрирования в исходном уравнении, которые я выбрал, слепо подчиняясь установившейся традиции. Я схватил тетрадь и бегло набросал несколько формул. Решив систему уравнений в первом приближении, я получил в итоге новый член в своей формуле. Кровь ударила в виски от волнения и предчувствия. Быть может, эта идея выведет меня на правильный путь! Надо тщательно проверить родившуюся версию. Впереди опять расчеты и эксперименты... Я почувствовал азарт, подобный тому, который чувствует лев перед прыжком... .

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru