Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Виноградова Ирина
театровед, Болгария
Петров Петр
видеопластик, Болгария

Синестезия и художественный синтез в свете учения Живой Этики

«Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, к творчеству, умейте пользоваться этими дарами, как конденсацией ваших сил. Ибо звук и цвет, мысль и ритм — основы мироздания и нашего существования. Звук и цвет, знание и творчество есть чаша Бессмертия».
Е.И.Рерих

Эта мысль Елены Ивановны Рерих затрагивает самую глубину явления, в данном случае — синтетичности Культуры, одного из главных принципов человеческой эволюции. В наше время, когда на смену дифференцированному знанию приходит стремление к единству, в культуре все явственнее идет поиск синтеза.

Интересно, что именно начало XX века, ознаменовавшееся своеобразным «взрывом» в области научных открытий, стало своеобразным рубежом и для искусства. Совпадения прозрений восточных мудрецов с современными открытиями западной науки, заинтересовали и творчески мыслящих театральных деятелей. Аллегоричность и этическая устремленность восточной культуры ярко отразились в поисках театра символистов. Завораживающие иероглифы восточной пластики, утонченная эстетика театра «Но», китайский театр масок, театр теней, движение марионеток — все это причудливо переплеталось с достижениями современных театральных технологий. Собравшись в живительном синтезе, разные виды искусства приобретали новое качество в режиссерских театрах Мейерхольда, Таирова, Евреинова, Крэга и др. Наступление новой эпохи ознаменовалось появлением философско-этического Учения Живой Этики, отражение которого находим в этической устремленности Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко. Не случайно, что впоследствии именно ученицей Станиславского Антаровой была написана книга «Две жизни», в основе которой лежат идеи Живой Этики.

Интерес художественной интеллигенции к поиску новых изобразительных средств разделил и молодой Николай Рерих, увлекшись театром, в самой основе которого лежит синтез.

Здесь время сказать о синестезии (synesthesi — фр. психолог. соощущение), которой посвящена данная статья. Может возникнуть вопрос о необходимости введения нового термина для описания тех процессов, которые сейчас происходят в культуре. Последующее изложение, очевидно, прояснит своевременность этого. Синестезия присутствует в характере многих художников, стремящихся раздвинуть традиционные рамки восприятия искусства, вывести его на качественно новый уровень, а это полностью совпадает с задачами, которые ставит и Живая Этика, — расширение нашего сознания и утончение чувств.

Потребность многих творческих личностей языком своего искусства передать образ другого лежит в самой основе синкретического единства Культуры. Интересно, что первая декоративная работа Рериха «Полет Валькирий» была вдохновлена музыкой Вагнера, о которой он писал: «Сколько в ней прозрачности и силы!». Под впечатлением музыки Римского-Корсакова художник задумывает и свою картину «Садко». Надо сказать, что сотрудничество с этим замечательным музыкантом, создавшим теорию «цветного звукосозерцания», сыграло особую роль в становлении творческого мышления художника. В духе философии Платона, который говорил о «сияющих звуках», Римский-Корсаков утверждал, что для каждой тональности существует свой цвет, а до-диез мажор будет звучать теплее, чем ре-бемоль мажор. Увлекшись этой теорией, Рерих развивает у себя способность слышать цвета. Звучащие краски полотен Рериха поражают истинной музыкальностью в платоновском смысле. Делясь секретами своего творчества, он говорил, что план будущей картины создается им по принципу музыкальной композиции.

В связи с поисками новых изобразительных средств нельзя не упомянуть и Скрябина, чей творческий гений воплотил в жизнь идею цветомузыки. Ему удалось спроектировать рояль, снабженный восемью лампочками, семь из которых передавали цвета радуги и соответствовали нотам октавы. Партитуры его огненных новаторских произведений «Прометей», «Поэма экстаза» и др. были разработаны и в цветовом выражении. В 1918 г. в Карнеги-холл мечта композитора была воплощена исполнением этих произведений лишь в день памяти автора. В 1923 г. на площади им. Вашингтона в Нью-Йорке был исполнен еще один концерт в цвете — «Иллюминация атмосферы».

Подобный интерес к синтезу выразительных средств существовал давно. Еще в XV веке были созданы цветные клавесины, а в XVI веке при помощи свечей и оптических систем состоялось первое цветомузыкальное действо. Поиски подобных связей продолжаются, и мы знаем много современных опытов музыкального сопровождения подсветки старинных замков, фонтанов и т. д.

Способностью к синестезии обладали многие вестники нашей мета-истории (по терминологии Даниила Андреева). Вспомним, как настойчиво пытался уловить «музыку сфер» Александр Блок. Или перечтем строки Мандельштама «Останься пеной, Афродита, и слово в музыку вернись...» В одном из своих сонетов А. Рэмбо прямо «окрашивает» буквы: А — «черная», Е — «белая», И — «красная», У — «зеленая», О — «небесно-синяя».

Можно назвать и попытки движением передать смысл стихов (в эвритмии).

Как мы видим, в истории развития искусств существовали самые различные соединения форм для усиления художественной образности. Например, союз архитектуры и пластических искусств. В то же время в основе своей являют синтез: театр, кино, телевидение, цирк, видеоарт. Так что возникновение такого понятия как СИНЕСТЕЗИЯ оправдано. Если учитывать процессы, происходящие в человеческой эволюции в свете Учения Живой Этики, то можно сказать, что и восприятие искусства в наше время должно качественно измениться.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru