Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Буданов Владимир Григорьевич
Доктор философских наук

Синергия гармонии - ключ к эволюции формы и ритма

Приведем интервалы-отношения частот планет к частоте Земли, пересчитанные в одну октаву с тоникой:

Земля — 1 (1);
Плутон — 1.033(-8), 1.992;
Меркурий — 1.038(+3), 1.575;
Марс — 1.063(-1), 1.874;
Сатурн — 1.085(-5), 1.932;
Юпитер — 1.348(-4), 1.833;
Уран — 1.523(-7), 1.976;
Нептун — 1.553(-8), 1.990;
Венера — 1.625(1), 1.25;
Луна — 1.672(4), 1.545;
Солнце — 1.671(4), 1.432.

Здесь первое число—интервал в гелиосистеме, в скобках указан номер октавы, второе число — интервал в геосистеме. Можно построить 2 матрицы взаимных отношений любых планет, просто взяв попарные отношения данных интервалов.

В гелиосистеме компактная группа планет (Земля, Плутон, Меркурий, Марс, Сатурн) в пределах двух тонов символически объединяет все мужские планеты, «возглавляемые» Сатурном с характерными «земными» качествами и интересами - война, торговля, и т.д. Интервал Земля—Марс дает самый сильный диссонанс - малая секунда! Следующей планетой является Юпитер - кварта, стоящая особняком. И последняя группа женских планет, «возглавляемая» Ураном: Уран - квинта, Нептун, Венера, Солнце—Луна - большая секста-мажор, (сидерический период Луны совпадает с периодом обращения Солнца вокруг собственной оси). Они так же расположены в пределах двух тонов, и по греческой теогонии Уран действительно породил Солнце, Селену и Аврору. Интересно, что все «супружеские» и подчиненные пары планет Земля—Уран, Венера—Марс, и т. д. находятся в отношении квинты - призывного, самого сильного консонанса. Интервал же богини красоты Венеры (1.625) лишь на 0.5% отличен от золотого сечения, а интервал границы Солнечной системы (Солнце—Луна) - Плутон дает ЗС 1.618 с фантастической точностью 0.005%!

В целом гелиоматрица гармонична, диссонансы дают лишь отношения планет античной семерки, за исключением Земли, с Ураном, а так же отношения Сатурна с высокими планетами, причем роль диссонансного начала для Земли играет Марс. Такие отношения гармонии и дисгармонии есть буквальный изоморфизм космогонического мифа о борьбе богов и титанов, оскоплении Урана Сатурном, и наказании Геи! Подчеркнем, что все это можно было знать и в древности! Есть и физические признаки космической катастрофы - ось вращения Урана лежит в плоскости эклиптики, что можно объяснить лишь серьезным столкновением.

Анализ геоматрицы добавляет ряд новых диссонансов для Земли: Солнце-тритон, Юпитер - большая секунда, и перераспределяет отношения гармонии между планетами. Здесь скорее усматривается архетип следующего этапа мифа коcмогенеза - свержение Юпитером своего отца - Сатурна и устройство пантеона на Олимпе. Возникает и новое отношение ЗС: Венера—Луна - 1.618 с точностью 0.005%!

Таким образом, гелио и гео системы гармонии вполне могли порождать космогонические мифы о небесном и земном проявлении божественных начал, являясь музыкальным культургенным кодом передачи законов ближнего космоса. Сейчас мы проводим более тщательный анализ возможных изоморфизмов символических структур мифа и космо-музыкального языка, предложенного здесь.

Загадка эволюционных синхронизмов: цветомузыка и музыкальные фракталы

В заключении отметим, что многие интервалы планет с точностью до четвертого знака попадают на интервалы каскадно темперированного строя, что доказывает уместность нашего подхода.

Тогда поднимая частоту Земли на 33 октавы, попадаем между «до» и «до-диез» первой октавы, что легко позволяет восстановить весь строй. При этом частота Солнца равна точно «ля» — 440 Гц, и совпадает не только с эталоном настройки в оркестре, но есть октавный образ частоты «дыхания» Солнца - 160 мин., периода его уже не вращения, но пульсации.

Попробуем теперь перенести с помощью октавного принципа наши гелио интервалы в область частот видимого спектра, которая занимает ровно октаву 380нм—760нм, что и позволяет раскрасить гамму в цвета радуги. При этом частота Земли (до) будет отвечать длине волны 550нм (сине-зеленый цвет), что есть частота максимума спектральной чувствительности красного пурпура — вещества, отвечающего за цветовое зрение у всех позвоночных животных на Земле. Цвет Солнца и Луны (ля) оказался тоже золотистый, а вот соединение краев спектра (красного и фиолетового) происходит на частоте Юпитера (фа) и дает пурпур - цвет власти. Таким образом, впервые удается получить не психофизиологическую, субъективную окраску звуков, но связать высоту звука и цвет сквозным каскадным синхронизмом. Среди композиторов к нашему видению палитры музыкальной гаммы ближе всех Асафьев и Римский-Корсаков.

И последнее, молодой композитор Олег Никанкин предложил способ создания фрактальной музыки, музыки с многоголосым полиметрическим рисунком. Его произведения ярко демонстрируют, что консонирующие отношения ритмов порождают гармоническое восприятие, а при отношении ритмов типа тритона возникают депрессивные состояния.

Все эти неслучайные случайности свидетельствую о том, что октавный принцип, ЗС, ритмокаскады соединяют воедино не только локальные доступные нашему наблюдению области, но пронизывают реальность на значительно больших пространственно-временных масштабах. Когда промежуточные эволюционные звенья уже не существуют, они наследуют коммуникационные коды и обеспечивают «узнавание» реальности и конструктивного диалога с ней. Возможно, таков нерефлексируемый механизм интуиции, информационный канал, работающий по методу гомологических рядов, аналогии, символов. Быть может, гармония и есть основной проводник антропного принципа? Сегодня это новая исследовательская программа. И последнее замечание относительно квантовой механики: здесь так же, как и для классической струны, мы встречаем в колебательных спектрах у положения равновесия системы те же пропорции частот.

  • [1] Буданов В.Г. «Принципы гармонии как эволюционные синхронизмы — начала демистификации». Труды международной конференции «Математика и искусство», Суздаль 23-27 сентября 1996. Москва 1997.
  • [2] Буданов В.Г. «Синергетика ритмокаскадов в эволюционирующих системах». Труды юбилейной сессии РАЕН — «Леонардо да Винчи XX века. К 100-летию А.Л.Чижевского» 27-28 февраля 1997, Москва 1997.
  • [3] Аршинов В.И., Буданов В.Г. «Синергетика — эволюционный аспект». В книге «Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления», ИФ РАН, Арго, 1994.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru