НОВАЯ ЭПОХА №1(24) 2000 год


ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ


О.А. Гаврилова

MENS SANA...
ИЛИ ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВАЛЕОЛОГИЯ?

Mens sana... или что такое валеология?

В некоторых педагогических вузах и общеобразовательных школах и гимназиях появился новый предмет: «Валеология» – наука о «здоровом образе жизни». Там даются сведения о гигиене, анатомии, физиологии, общей биологии, генетике, эмбриологии, гистологии, психологии, сексологии... Это самые разнообразные сведения из разных областей естествознания, но с опережением подачи материала на 2–8 лет и в упрощенном, примитивном изложении. Здесь надо отметить, что необходимые общебиологические и гигиенические знания хорошо освещены в соответствующих разделах базисного учебного плана. Зачем изобретать велосипед?

Дело в том, что в новых дисциплинах («Валеология», «Уроки здоровья», «Здоровый образ жизни», «Педагогика здоровья» и пр.) делается попытка внедрения в школы «новой модели поведения». Речь идет, прежде всего, о программах полового воспитания, активно внедряющихся в школьную среду Министерством образования, Российской ассоциацией «Планирования семьи» (РАПС) и фармацевтическими фирмами.

Дети и секс оказались для разработчиков данных программ вполне совместимыми, хотя для традиционного сознания само это сочетание звучит дико и кощунственно.

Один из эффективных приемов подавления чужой воли и дальнейшего ее порабощения как раз и состоит в том, чтобы ввергнуть человека в состояние шока и тем самым снять его психологическую защиту, после чего, он становится послушным воском в руках манипулятора.

Во всех этих программах человек предстает, прежде всего, как организм. Причем, там не просто изучение анатомии. Например, позиция в программе «Педагогика здоровья» такова, что на уроках должно даваться не абстрактные школьные знания, а та точка опоры, с которой ребенок может посмотреть на самого себя, почувствовать свой собственный организм. Осознание себя лучше начинать со строения собственного тела.

Что это как не воспитание нарциссизма – крайней степени эгоизма. Детей учат любоваться своим телом. Да и в концепции полового воспитания тело не случайно объявлено основой индивидуальной жизни – это краеугольный камень идеологии подобных программ. Показателен и подход к эмоциональным состояниям человека. Стыд объявляется «отрицательным эмоциональным состоянием», вина и раскаяние – тоже. А страдание ослабляет человека, обессиливает его, поэтому его надо избегать.

Телоцентризм, который навязывается со школьной скамьи, с неизбежностью должен дать свои плоды. Появятся мысли, что рождение ребенка может нанести ущерб возлюбленному телу! Женщине – через беременность, роды и кормление, мужчине – через дополнительное напряжение, связанное с заботой о семье. Уже сейчас в Англии каждая пятая женщина сознательно не хочет иметь детей. А тут и генетика, двигаясь семимильными шагами, подошла к возможности клонирования человека. И если для нормальных людей идея лабораторного создания двойника – дьявольский замысел, то для телоцентриста – мечта, и для ее реализации он сделает все от него зависящее.

Но это в будущем, а пока вернемся в настоящее. Сексуальное образование неизбежно повлечет за собой психические и сексуальные отклонения, связанные с растабуированием запретов, лежащих в самой сердцевине культуры. Неизбежно и растормаживание нижних этажей психики, где сексуальность соседствует с агрессией. Внедрение секс-программ может изменить традиционные, веками сложившиеся отношения детей и родителей, нарушит возрастную иерархию, откроет дверь в родительские спальни. Больше того, по замыслу идеологов сексуального просвещения, в недалеком будущем дети должны выступать как учителя для своих родителей и других родственников. Диплом «Инструктора по безопасному сексу», выдававшийся подросткам в ряде регионов России (например, в Хабаровском крае) – это вовсе не курьез и не очередной маразм некоторых чиновников. В 1996 году между «Всемирной организацией здравоохранения» и ЮНЕСКО была подписана декларация «Альянс для развития». В данной декларации говорится о переходе от традиционного обучения и воспитания по линии «родители – дети» к прямо противоположной – «дети – родители». Если это произойдет, то гибель культуры обеспечена, ибо будет нарушена преемственность ее передачи. Нарушение внутрисемейных связей поведет к росту неуправляемости и дальнейшей криминализации подростков. Соответственно, нас ожидает еще больший рост подростковой наркомании и подросткового алкоголизма, преступности.

Необходимо учесть и школьные перегрузки. Введение дополнительных предметов, обременение учащихся лишними знаниями (например, на уход за ногтями отводится 2 часа, на уход за волосами – тоже) вызовет лишь повышенную усталость, что вовсе не будет способствовать оздоровлению детей. Если же разговоры о правильном питании и о чистке зубов будут вестись за счет русского языка, литературы и математики, снижение интеллектуального уровня подрастающего поколения неизбежно. Вместо здоровых и образованных детей мы получим идеальных потребителей контрацептивов, шампуней и проч. Короче говоря, так называемые оздоровительные программы не только не выполнят декларируемую цель, но и будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.

И тем не менее, подобные программы упорно навязываются школам. Естественно, возникает вопрос, кому это выгодно?

Во-первых, фармацевтическим фирмам, заинтересованным в сбыте своей продукции. Это отчетливо просматривается в специфике той или иной программы. Есть оздоровительные программы, спонсируемые фирмой «Колгейт», – там очень большое внимание уделено уходу за зубами. В секс-программах – спонсоры фирмы контрацептивов и т.д. и т.п. Это выгодно порнодельцам, заинтересованным в расширении своей клиентуры. Заинтересованы в сексуальном просвещении детей и так называемые сексуальные меньшинства, которым не терпится стать уважаемыми членами общества. Это выгодно чиновникам, которые почему-то решили, что им удастся приватизировать наших детей. Выгодно все это и организациям, занимающимся установлением контроля над рождаемостью (Фонд народонаселения ООН, Американский фонд «Стратегического планирования семьи», Всемирный банк), и в целом западным политическим кругам, заинтересованным в ослаблении России.

Обучают валеологов в первую очередь на кафедрах психологии. Особым вниманием к здоровому образу жизни секспросветовцы смогли привлечь на свою сторону немалую часть педагогов, искренне желающих добра детям, но дезориентированных различными инновациями или задавленных беспросветным безденежьем.

Каким же образом предполагается вести преподавание валеологии и других «оздоровительных» дисциплин? Не случайно этим занялись психологи! Доктор педагогических наук Л.Г.Татарникова (Санкт-Петербург) рекомендует вводить в сознание детей валеологические взгляды через «Метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов; гипнопедию – обучение в естественном или внушенном сне (гипнозе); суггестокибернетический метод...». Достаточно подробное описание упомянутых методов и их валеологическая характеристика даны в книге Л.Г.Татарниковой «Педагогическая валеология» (стр.71, 167, 240, 242 С-Пб. 1997 г.). Уже этого вполне достаточно, чтобы сказать, что валеология – это «педагогика со взломом».

Вот одно из высказываний об отрицательном влиянии подобных методик на здоровье человека: «...В мозге во время медитации, гипнотического состояния наблюдается особый тип электроэнцефалограммы. Это особый режим работы мозга. Это субэкстремальное состояние от кратковременного пребывания в котором необходимо обязательно отдыхать. Длительное пребывание в подобном состоянии будет скорее всего гибельно для человека. В состоянии медитации изменяется биохимическое состояние мозга, повышается уровень эндорфинов (эндогенных морфиноподобных веществ нейропептидной природы). В качестве иллюстрации можно привести пример: одна молекула эндорфина в 100 – 200 раз активнее молекулы экзогенных наркотиков. Чувство эйфории, возникающее в состоянии медитации, стимулирует человека вновь и вновь возвращаться к нему, он становится этаким «физиологическим наркоманом». (Филатова О. «Валеология и идеология». Рецензия на образовательную программу по валеологии Г.К.Зайцева. «Алтайская миссия» – Барнаул 1998, № 2 (47) январь).

Таким образом, нарушается право на охрану здоровья наших детей, статья 41 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь... 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Также нарушается и конституционное право на образование (статья 38, 43 Конституции РФ, статья 2 Закона РФ «Об образовании»).

Вот мнения разных ученых по поводу введения валеологических программ в образование:

И.Я.Медведева – клинический психолог, соучредитель Фонда социально-психического здоровья семьи и ребенка России. «Суть программы валеологии – фиксация ребенка с 1-го класса на теле, на организме, на внутренних органах. Я бы назвала это телоцентризмом. Любой психолог и психиатр знает, что фиксация внимания на организме как раз и приводит к тем психосоматическим заболеваниям, от которых якобы будут оберегать детей с помощью подобных уроков. Фиксация на теле никогда не приводила к здоровью.

Этими уроками формируется характер эгоиста, эгоцентрика, который ничего так не любит, как свое тело. Такой человек не может быть ни хорошим другом, ни хорошим мужем или женой. Не говоря уж о том, что он никогда не будет принимать участие в каком то общем деле, потому что тело надрывать не будет».

В.Н.Касьянова – врач-гинеколог, эксперт по вопросам медицинской биоэтики. «Как врач, могу сказать, что курс валеологии никак не оздоровит наших детей. Он может только ухудшить их состояние. Почему? Потому что существует угроза внушения заболевания».

В.Ю.Троицкий – профессор. «Нельзя обойти вниманием еще одно направление в деяниях врагов русского просвещения: школу теснят к тотальному разврату... Все еще продолжаются усилия по школьной «сексуализации», вполне отвечающей послевоенной доктрине врага России Аллена Даллеса: «Главную ставку делать на молодежь... разлагать, развращать, растлевая ее». Ныне программы по школьной сексологии пытаются подменить уроками «валеологии», остающимися, по существу, столь же ориентированными на раннее возбуждение нездоровых половых интересов. Все это стимулирует похоть, органически противно традициям русской семьи и нравственности, толкает молодежь к оскотиниванию и по самой сути является выражением духовного растления».

А.П.Казакова – профессор, председатель Ученого совета Союза ученых и педагогов России, ректор Международного института стратегии развития личности и социума. «Курс валеологии нарушает базовые педагогические принципы системности, непрерывности, преемственности, адаптивности, гармонии и гуманизма.

По устоявшейся научно обоснованной традиции в 5 классе изучают ботанику, а в 9 классе, после 14 лет – анатомию. Возрастная физическая и психическая особенность детей состоит в том, что до 7 лет идет витальное развитие ребенка, формируется скелет. Тогда в семье закладываются основные навыки, как умываться и так далее. Этим должна заниматься семья.

А с 7 до 14 лет идет воспитание чувств. И когда в это время начинают заострять внимание ребенка на физическом теле – это уже плохо. Валеология же пытается давать анатомию человека, в том числе и половых органов, уже с 11 лет. Не понимать, к чему могут привести подобные «новации» могут только те, у кого оба полушария головного мозга разбалансированы.

В этом курсе фактически даются инструкции по употреблению наркотиков. Кто-то очень грамотно построил воздействие на сознание ребенка.

Концентрация на теле в период воспитания чувств – грубейшее нарушение возрастной психологии и физиологии. Это целенаправленная культурная агрессия».

М.П.Стурова – доктор педагогических наук, профессор Академии МВД, юрист. «Как педагог, оценивая программу валеологии, могу дать только резко отрицательную оценку... Подобные программы нацелены прежде всего на формирование бездуховной личности. Там вопросы нравственности, морали вообще не ставятся. В системе народного образования сегодня воспитанием не занимается практически никто. Естественно, этот вакуум заполнила всякая нечисть...

Родители имеют полное право призвать руководителей школ к ответственности, потому что вводя такие программы без разрешения, без совета с родителями, не рассматривая их на родительском комитете, не доводя до сведения родителей, какова цель этих программ, их содержание, они нарушают правовые международные акты о защите ребенка, Конституцию РФ, где сказано, что именно родители ответственны за воспитание ребенка. И, наконец, они нарушают многие статьи Семейного кодекса.

Эти программы очень хорошо продуманы, они нацелены на разрушение менталитета русского народа, на лишение нас духовности, а тем самым и будущего России».

К сожалению, не все родители представляют истинное положение вещей. Обработанные пропагандой «раскрепощенного» образа жизни в СМИ, убаюканные красивыми обещаниями секспросветовцев в школах, не имея возможности предвидеть отдаленные последствия вмешательства в психику их детей, дают согласие на обучение детей валеологии, «здоровью и безопасности» или еще чему-нибудь со столь же привлекательным названием.

Подобные уроки не принесут здоровья детям, поскольку они антигуманны, антинаучны, антинравственны. Выпущенный из бездны бес блуда чем раньше вселится в душу, тем деспотичнее хозяйничает в ней. Кем мы хотим видеть наших детей? Чистыми душой и телом, счастливыми матерями и отцами или соседями по сексуальной коммуналке? И каким мы хотим видеть наше будущее, нашу страну?

В статье использованы материалы Всероссийского комитета в защиту семьи и жизни.

* * *

Для справки

Благодаря активному протесту против навязывания валеологии в качестве обязательной дисциплины со стороны представителей академической науки, общественных объединений, РПЦ и других организаций удалось добиться некоторого сдвига в ситуации. В 2001 году Министерством образования России было принято решение об исключении предмета «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений.


ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ
О ЖУРНАЛЕ | СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРОВ | СТАТЬИ | ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ
РАЗНОЕ | РЕКОМЕНДУЕМ | ИНФОРМАЦИЯ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | ЧАТ | КАРТА САЙТА
НА ГЛАВНУЮ

© Электронная версия журнала «Новая Эпоха» NovEpoch@yandex.ru