Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Себелева Ирина
Ярославское Рериховское общество

Время собирать камни

Отдавая дань почитания столь значимому для нас образу Преподобного Сергия, сотрудники рериховских обществ подготовили интересные доклады.

Сергей Скородумов, председатель Ярославского рериховского общества, увлеченно рассказал об истории святого места ярославской земли, где родился Сергий Радонежский, показал современные фотографии Варниц.

Здесь в XV веке был построен Свято-Троицкий Варницкий монастырь. В 20-30-е годы нашего века монастырь был практически разрушен, но сейчас ведется его восстановление. На месте, где предположительно стоял дом ростовских бояр Кирилла и Марии — родителей Сергия, теперь возвышается часовня, поставленная к празднованию 600-летия со Дня Преставления Преподобного. В одном из храмов монастыря находится православная святыня — икона с частицей мощей Сергия. По нашему мнению, это святое место является своеобразным российским Вифлеемом. И побывать здесь хотя бы однажды следует, наверное, каждому, кому дорог образ великого Подвижника Земли Русской.

Сотрудники Ивановского рериховского общества на встрече познакомили нас со своими интересными исследованиями в толковании иконы «Троица» Андрея Рублева, ученика Преподобного Сергия, а также картины Николая Константиновича Рериха «Святой Сергий».

Эти выступления напомнили нам об огромной роли Сергия-Строителя в русской истории и о его духовных Заветах, которые очень созвучны положениям Живой Этики.

Вспомним, что труд в Учении Сергия играл огромную роль. Он сам подавал пример трудолюбия и требовал от братии такой же суровой жизни, какую вел сам. Его Учение не отрывало от жизни, а полагало труд каждого дня как возношение сердца. Так же и для каждого рериховского общества самоотверженный труд на Общее Благо — основа деятельности.

Сергий понимал, что без сотрудничества ничего не построить, и поэтому своим личным примером утверждал великое значение сотрудничества как в большом, так и в малом. Учение Живой Этики говорит нам о том же: «Нужно испытывать способность к сотрудничеству, начиная с самых обиходных работ. Ошибочно полагать, что сотрудничество состоится в больших делах, если оно не состоялось даже на обиходных. Следует очень заглянуть в глубину сознания, чтобы спросить себя, готов ли дух к сотрудничеству?» (Братство, 108). Безусловно, научиться сотрудничать — одна из главных задач рериховских обществ на пути к Общине.

Помните, на вопрос: «Что делать?» Преподобный Сергий неизменно отвечал: «Помоги Земле Русской!» В чем же сотрудники рериховских обществ могут оказать такую помощь?

Конечно, прежде всего, своей работой мы должны утверждать культурное строительство и стараться являть пример синтеза, пример сотрудничества в общем труде.

Как призыв к действию прозвучали на встрече слова Н.К.Рериха: «Святой Сергий — строитель русской духовной культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия, поистине, Преподобного для всех веков и народов!».

Дорогу осилит идущий

Центральным событием встречи стал Круглый стол участников, где мы познакомились с опытом работы рериховских организаций, получили ответы на интересующие вопросы, обсудили наши общие задачи и проблемы. Вначале председатели рассказали о работе своих обществ. Выяснилось, что несмотря на единство задач, у каждого общества есть свои особенности, свой выбор направлений культурно-просветительской работы. Например, Ярославль — издательская деятельность, широкая библиотечная работа; Иваново — активное сотрудничество с Международной Лигой защиты Культуры; Владимир — опыт сотрудничества со средствами массовой информации, организация культурных программ; Ковров — интересный педагогический опыт и т.д.

В ходе обсуждения участники Круглого стола отметили один интересный момент. Особенности Верхневолжского региона ставят перед ре риховскими обществами, работающими в нем, общие проблемы. Наш край — «Золотое кольцо России», он насыщен богатой древнерусской культурой. Это требует от рериховских обществ проявления в работе достаточно высокого культурного уровня, знания прошлого своей земли, ее истоков. С другой стороны, достаточно прочные христианские традиции нашего края нередко вызывают противодействие и нападки со стороны церковных догматиков и структур с ними связанных.

Поговорили мы и о внутренних трудностях Рериховского движения, на которых, как сказала Л.В.Шапошникова, проверяется правильность нашего пути. Собравшиеся на встречу общества образовались примерно в одно и то же время и относительно молоды. Многим в процессе своего становления не удалось избежать «болезней роста». У одних это проявилось в замкнутости, уходе от конкретной культурно-просветительской работы. У других — в увлечении «клубной работой» без понимания глубины Учения. У третьих — в проблемах с распознаванием духовной литературы. Надеемся, что откровенное обсуждение этих трудностей помогло сотрудникам рериховских обществ приблизиться к пониманию правильного пути развития и сделать выводы на будущее.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru