Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Рерих С.Н.
Мона Лиза

Созвездие Орион

Шкатулка для Камня
Шкатулка для Камня

В письме Н.Рериха от 2 сентября 1923 года из Парижа Шибаеву есть такое упоминание: «Нам сейчас дается Легенда о Камне». Таким образом, Легенда, в которой содержатся подробности истории появления Камня на Земле, была получена Рерихами незадолго до самого Камня.

Елена Ивановна, посылая Р.Рудзитису снимок с Камня, писала 1 октября 1935 года: «…прилагаю снимок с одной такой посылки.

Вы можете прочесть о ней в «Криптограммах Востока» – Легенда о камне. Так, на снимке Камень покоится в ковчеге на древней ткани, на которой вышита в сиянии лучей древняя надпись «Сим победиши». Храните этот снимок у себя, покажите и расскажите лишь самым ближайшим. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы о Камне. В связи с легендою, если такие появятся у Вас». В письме от 19 января 1939 года есть такие дополнительные сведения: «По всей истории человечества проходит эта вера в Св.Камень, охраняющий страну, в которой Он находится. Братство Грааля хранит Камень, посланный с Ориона, и принят Он был Вел[иким] Учит[елем] Ясоном, который положил его в основание Братской Общины. Сам Камень хранится в Общине, но осколки его посылаются в мир, чтобы сопутствовать великим событиям».Мы знаем, что Камень этот сопровождал Рерихов в их Среднеазиатской экспедиции. Куда же он девался? На этот счет строилось много догадок. Среди них были и такие: Юрий Николаевич привез Камень в 1957 году в Москву, где он и находится; Камень был привезен в Кулу, находится там и за ним «охотятся» теперь определенные элементы; Камень хранится у Святослава Николаевича в Бангалоре. Все эти догадки из области человеческой фантазии. На самом деле судьба Камня была предопределена гораздо раньше, и она не зависит от человеческих желаний владеть Им. 13 мая 1924 года Еленой Ивановной была сделана следующая запись, не вошедшая в опубликованную книгу «Листы Сада Мории», часть 2; «После станет ясно, как строить Зв… Вы уже имеете размеры высот и как расположить ступени. Перед вами пример – вы живете приблизительно на высоте 7000 футов – эта высота удобна для Храма. Над ним, на высоте 12000 футов удобно место для Встреч. Итак, вы имеете ступени жизни. Внизу город новой эпохи, над ним Храм человеческих достижений и место встречи земли с духом. Камень положим во Храм. Л.(С.Н. – П.Б.) будет знать это место, ибо, когда Вы уйдете, он может быть охранен по тому же каналу. Ясон Иерофант принял Дар Ориона в Азии. Ясон – среди Братьев. Накопленное за несколько воплощений упрощает приближение к Основному телу».

Посылочный ящик с Камнем
Посылочный ящик с Камнем

О каком Звенигороде идет речь? О каком примере, который имели перед собой Рерихи в то время? Какой Храм надлежало построить и где? Некоторую ясность вносит Послание, полученное в это же время. Оно было материализовано на коре Гималайской березы, не растущей вблизи Дарджилинга. На ней было написано санскритским языком: «Надлежит построить храм (ашрам, школу) наставников для продолжения работы над Учением на том месте «в той стране». Дело в том, что на санскрите «на том месте» и «в той стране» пишется одинаково. Послание и вышеприведенная запись получены в 1924 году, когда Рерихи находились в Дарджилинге, еще до Среднеазиатской экспедиции, то есть до посещения ими Советского Союза. И вопрос, где построить ашрам, так и остался открытым. Во всяком случае, в России на Алтае построить его тогда не было возможности. Наггар, где поселились Рерихи после экспедиции, находился на высоте примерно 5000 футов и поблизости там есть высоты, доходящие до 14000 футов и даже до 27000 футов. Институт «Урусвати» соответствует данным высотам (примерно 6000 футов). Размеры высот были даны лишь примерно по Дарджилингу. Возможно, что Рерихи пытались реализовать Указ в Наггаре, где есть сообщение с Тибетом. Однако, ввиду того, что миссия Н.К. не была принята, вопрос места Ашрама мог быть до благоприятного времени вообще отодвинут. Во всяком случае, уточнения к приведенному Посланию на бересте так и не последовало. До сих пор место будущей «Школы наставников» неизвестно. Что же касается Камня, то по достоверным сведениям, Его Рерихи не хранили в своем доме. Частичный ответ о Его местонахождении дает послесловие к «Агни Йоге»: Я утвердил Агни Йогу столбами ступеней Моих и в руки принял Камня огонь. Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню. Струи этого Огня запечатлелись на Камне при великом полете перед ликом солнца. Туман искр закрыл вершины Хранительницы Снегов, когда Камень совершил огненный путь с юга на север в Хранимую Долину».

Как уже отмечалось выше, Рерихи не хранили Камень у себя дома. Ларец Камня запечатлен Святославом Николаевичем в портретах Елены Ивановны, Николая Константиновича и на отдельной картине. Николай Константинович изобразил Его на полотнах «Сокровище Мира», «Чинтамани», «Держательница Мира». В триптихе «Фиат Рекс» изображен сам Камень в руках Владыки.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru