Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Старовойтова Ольга
Президент Международного культурного фонда «Soleil»,
член Международного союза журналистов

Судьба, скажи, каков твой приговор...

Существует представление, бытующее с древних времён, будто информация из будущего, присутствующая в настоящем, может обнаружить себя через нарушение случайного ряда распределения каких-то явлений. Народные приметы, приёмы гадания исходят именно из этого принципа.

Такое нарушение ряда расшифровывается как «предзнаменование», т.е. исходящий из будущего и присутствующий в настоящем — даже не знак, а скорее иероглиф события. При этом совершенно не обязательно, чтобы была какая-то видимая, логическая связь между масштабом и уровнем будущего события и областью, в которой может проявиться знак.

В Древнем Риме, например, признаки грядущих событий и политических перемен пытались прочесть в ударе молнии, в нашествии волков на город или мышей в храм, во внезапном появлении кометы.

Многие иностранцы, приезжавшие и приезжающие в Россию, по сей день отмечают веру народа в приметы и значение, которое они придают им.

Это нечто большее, чем традиция. Это стиль мышления, уходящий глубоко, не только в прошлое, но и в слои сознания. В летописях многочисленны упоминания о приметах и о значении, которое придавалось им. Что делает князь Дмитрий Московский накануне Куликовской битвы? Совсем не то, что делал бы на его месте любой военачальник современной армии накануне сражения, которое должно было бы решить участь его страны. Князь Московский вместе с Дмитрием Волынским ищут приметы, которые могли бы указать на исход битвы. Во времени, в котором пребывали они и остальное войско, сражения ещё не произошло. Но оно уже как бы совершилось в будущем. И оттуда, из будущего, мог долететь какой-то знак, какой-то блик происшедшего и его-то пытаются они заметить и разгадать. Показательно в этом смысле отношение к приметам А.С.Пушкина. Как вспоминает его современник, В.И.Даль, Пушкин «говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали и, угадывая глубокую связь между разнородными предметами и явлениями, в коих нет по-видимому ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нём смысла, будучи убеждён, что смысл в нём есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать».

Вера! Приметы и знание их сослужили Пушкину службу в ситуации, которая могла бы обернуться гибельной для поэта. Известие о кончине императора Александра дошло до села Михайловского, где находился в то время Пушкин в ссылке без права выезда до 10 декабря. Решив, что в таких обстоятельствах власти едва ли обратят внимание на нарушение им запрета, Пушкин решил отправиться в Петербург повидаться, наконец, со старыми своими друзьями. Поскольку останавливаться ему, ссыльному, в гостинице, где надлежало предъявить паспорт, было опасно, то Пушкин решил остановиться у приятеля своего Рылеева.

Приказав готовить коляску и сказав слуге, чтобы собирался с ним в столицу, Пушкин отправился проститься с соседями. На пути к ним заяц перебегает ему дорогу, что считается дурным знаком. По пути домой ещё один заяц пересекает путь прямо перед конём. Встревоженный поэт возвращается домой. Здесь его застаёт известие, что слуга, которому сказано было готовиться к отъезду, внезапно заболел белой горячкой. Пришлось приказать ехать другому. Наконец повозка заложена, трогается от подъезда и прямо у ворот встречается со священником, который направляется проститься с барином. По русским поверьям неожиданная встреча со священником тоже предвещала несчастье.

Пушкин, который всегда прислушивался к тайным знакам судьбы, приказал повернуть коляску и никуда не едет. Тем самым он избежал того, чтобы оказаться в доме Рылеева как раз накануне восстания декабристов против нового царя, одним из организаторов которого и был друг поэта. Восстание, как известно, кончилось поражением. Рылеев и четверо руководителей переворота были повешены, сотни других сосланы в Сибирь, на каторжные работы в рудники. Не отмени Пушкин в последнюю минуту своей поездки, окажись он в тот вечер в Петербурге, судя по всему, ему бы не миновать общей участи.

Позднее он сам понял это. «А вот каковы были бы последствия моей поездки, — говорил он. — Я рассчитывал приехать в Петербург поздно вечером, чтобы не огласился слишком скоро мой приезд, и, следовательно, попал бы к Рылееву прямо на совещание 13 декабря. Меня приняли бы с восторгом, вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы теперь с вами, мои милые».

Тайный знак будущих событий, язык примет, которые умел читать и которым верил поэт, спасли его от ареста, каторги и тюрьмы.

А вот что по поводу предупреждений свыше говорит Великий Учитель:

«Считаю, что сигналы надо зажечь, знаки легко надо понимать. Каждому из позванных Буду давать знаки, но мало принять их. Могу сказать, как иногда приходилось прибегать к знакам чрезмерным. Но не всегда ими можно пользоваться. Припомню. Один раз удалось спасти человека из пожара, но он не слушал знаков и потому всё-таки сломал ногу.

Другой раз, спасая от губительной подписи, пришлось, кроме духовного воздействия, прибегнуть к такой мускульной силе, что рука надолго занемела.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru