Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Карклиня Инга Николаевна
Искусствовед, член Латвийского общества имени Н.К.Рериха

«Как хорошо, что ты есть ... но кто ты?»

К слову, о нашем "взаимовлиянии". Не всегда для моих книг требовалась помощь консультанта, но для меня лично было желательно и даже необходимо присутствие Швалбе. Оно вносило равновесие духа в общении с подчас капризными и избалованными почетными званиями художниками и писателями.

Думаю, что Эльза Карловна это понимала, и откликалась на мои приглашения. Она продолжала жить в очень неподходящих условиях для творчества. Последняя ее выставка, посвященная 90-летию со дня рождения, состоялась в январе 1994 года в Риге в Мемориальном музее Густава Шкильтера... Экспозицию ее мы делали вместе с Янисом Струпулисом. На ней были представлены не только музейные экспонаты, но и произведения 30-40-х годов из частных коллекций. Из моей был приобретен Французским колледжем бюст Александра Пушкина, на который претендовал (и по праву) Русский театр драмы...

Вот, пожалуй, и все, что я могла сказать о своем друге и наставнице в юности. Спасибо ей за все то, что она сделала для меня и тех, кто в ней нуждался. Всегда ли она была справедлива в своих поступках с теми, которые ее любили – не мне судить – она сама лучше разберется в себе...

Не претендуя на роль аналитика, исследователя человеческой души, но последовательно анализируя пройденный вместе длительный и негладкий жизненный путь, я сделала ряд выводов, пусть даже субъективных, а порой и противоречивых, которые дают мне основание на раскрытие ее "загадочного" образа.

Духовный мир Эльзы Швалбе не лежит на поверхности. Немногословная, сдержанная в своих внутренних излияниях даже с самыми близкими людьми, Эльза Швалбе лишь по крупицам одаривает нас откровением... Лишь пару лет тому назад, в год своего 90-летия, она впервые согласилась на магнитофонную запись родовой хроники (которая фрагментарно была опубликована в журнале "Фемида" 1993, 3/4 под названием "Шумят дубы Видземского края"). Там только вскользь упомянуто ее "детское видение": "Близился рассвет. В детской комнате с зашторенным окном темно... Я проснулась от ощущения присутствия сидящей в белом одеянии женщины у моих ног... Я не испугалась, не закричала и диалог с ней был молчаливым... О нем я никому не поведала... Это было "сокровенной тайной..." Как знать, быть может, эта встреча была той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни давала ей силы и духовную энергию преодоления тяжелейших жизненных испытаний!

Познание жизни у всех начинается с испытаний. У трехлетней Эльзы-Елены оно началось с физической травмы...

"У меня с детства появилось стремление летать и падать, - пошутила Эльза Карловна. - В первом "полете" сломала нос, это было первым физическим страданием и беспокойством родителей о нарушении гармонии черт моего лица".

Но все обошлось, и красивая девочка с большими серо-голубыми глазами, окаймленными густыми ресницами, (и тихой речью) продолжала очаровывать окружающих...

При встрече со старшей сестрой Швалбе Маргаритой Карловной в 1957-58 годах я спросила, как в детстве переносила боль и операции ее младшая сестра.

"Поразительно терпеливо, без плача и жалоб, – ответила она - Такая подвижная и жизнерадостная, во время болезни она преобразовывалась – становилась послушной и кроткой". Такая метаморфоза происходила с Эльзой Карловной и в зрелые годы.

Вспоминаю 1952 год в Абезе. Весна. Круглосуточно ярко светит солнце, без светотеней, в упор, тает снег, оставляя под собой толстый покров льда. В лагере по всем баракам идет генеральная санчистка, выносят во двор нары, обливают кипятком и смазывают темной вонючей жидкостью от клопов. Эльза больна, она слабеет с каждым днем. Немецкий хирург Штеер обнаруживает у нее опухоль шейной железы, необходима операция, без гарантии на выздоровление... И все же это шанс. Швалбе не возражает. Мне как медсестре разрешено присутствовать на операции... Операция длится несколько часов: заболевание железы дало уже метастазы в другие органы. Диагноз серьезный... Но у больной сильная психическая энергия, которая способствует выздоровлению... И оно происходит на глазах у удивленного врача... Думаю, что способствовали исцелению и наши совместные молитвы...

После возвращения на Родину начался новый "летный" период с переломом конечностей и сложными болезненными операциями. Швалбе по нескольку месяцев лежит в больнице, учится ходить с костылями. Именно теперь в ней преобладают высокие духовные качества самообладания, терпения при полном подчинении строгому медицинскому режиму... Но как только это тяжкое испытание преодолено, в ее характере остро выступают иные качества: исчезает чувство "послушания и соблюдения режима", появляется тяга к перемене места жительства, друзей, желание творческой работы... В отличие от своих коллег она занимается ваянием без пролития пота, замыслы рождаются спонтанно и осуществляются быстро, доставляя автору эстетическое наслаждение... Швалбе как в жизни, так и в искусстве верна принципам красоты форм и изысканности силуэтов. Названия ее бронзовых миниатюр 70-80-х годов: "Хранительница Огня", "Раздумья", "Ожидание", "Материнство"... И вновь "полеты и падения", физические страдания... Теперь, на 93-м году жизни – перелом тазобедренной кости. Операция без жалоб и стонов... и вновь возрождение... Не каждому это дано... Тот же светлый ум, ясная память, которой не коснулся склероз, и рациональный, подстать времени, здравый, а порой и жестокий рассудок.

 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru