Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Сазанов А.А.
Москва

Осмысление и пропаганда естественно-научных представлений ХХ века как фактор развития культуры и духовности в обществе

Наука давно уже углубилась в область невидимого глазу и расширила пределы материи и материальных явлений. Она пойдет еще дальше... и научно докажет экспериментальным путем существование более тонких видов материи и энергии и тех образований, в которые они могут вылиться... Граница между видимым и невидимым миром, которая частично уже пройдена наукой, будет стерта совсем... Все станет по эту сторону жизни, и воистину будет попрана смерть. Эта важная задача выпала на долю науки, ибо религия в решении этих вопросов не преуспела.
«Грани Агни Йоги», 2.01.1960

Учения о том, в чем состоит истинное благо жизни и как его можно достигнуть, известны уже не одну тысячу лет, однако до сих пор человечество в целом не только не достигло блага, но как будто и не стремится к нему, в безумии ставя себя на грань небывало грозных крупномасштабных опасностей. Если мы не подвергаем сомнению истинность высоких учений о жизни, то остается признать слабую восприимчивость к ним подавляющего большинства людей. То ли люди не вполне верят в достижение светлых перспектив, то ли не придают им столь большой ценности в суете обыденщины, но только живут в массе своей не так, как учат подвижники духа, а предпочитают стремиться к более очевидным для себя привлекательным целям вроде стяжания материальных богатств, завоевания власти над другими людьми, а то и просто к укороченным непритязательным удовольствиям (по выражению А.А.Лиханова). Здесь известная формула «бытие определяет сознание», не утрачивая истинности, демонстрирует свою оборотную сторону, давая нам понять, что образом мыслей определяется образ жизни. Если представления людей о жизни, вытекающие из представлений об устройстве мира, не выходят за рамки очевидности, навязываемой органами чувств, то эта очевидность предстает перед ними в качестве единственной реальности, а реальность властно заставляет считаться с собой. Требуется большая работа мысли, чтобы понять и поверить, что на самом деле реальность многопланова и глубока и вовсе не исчерпывается очевидностью.

На уровне очевидности материальный мир предстает перед нами в виде множества тел. Уже древние мыслители сделали из этого четкие и весьма плодотворные выводы, создав атомистическое учение, убедительность которого не ослабевала с развитием науки, а подкреплялась накапливаемыми фактами. Поэтому здесь необходимо кратко проанализировать атомистическое мировоззрение.

Со времен Коперника и Галилея религия заняла позицию антагонизма по отношению к новаторству науки, а наука, начав с критики религиозных представлений о строении материального мира, стала затем подвергать сомнению существование Бога и невидимого мира как обители невоплощенных существ. Рационалистический дух науки противостоит не только утвердившимся на протяжении веков религиям, но и отторгает новые учения, имеющие своим источником откровения или прозрения, а не исследования, осуществляемые в русле последовательных теоретических и экспериментальных научных построений и исканий. Поэтому теософия и Учение Живой Этики не пользуются научным признанием. Но Учителя Агни-Йоги все-таки видят в развивающейся науке человечества свою союзницу, ценя ее динамизм, способность к самокритике и умение возводить широкие массы людей постепенно и устойчиво от доступной всем очевидности к достоверному познанию глубоких и общих закономерностей. Век XX ознаменован революционными открытиями во всех областях науки, но особенно важное мировоззренческое значение имеют современные физико-математические представления, которые диалектически сняв ограниченность атомизма, не только изменили прежние критерии возможного и естественного, но и эффективно расширяют и углубляют сознание людей, что совершенно необходимо для развития подлинной духовности. Беда в том, что эти представления остаются скрытыми от неспециалистов нагромождениями строительных математических лесов, а специалисты в большинстве своем поглощены обживанием лесов и возведением новых, не проявляя серьезной заинтересованности в философском осмыслении складывающейся картины мира. В результате мировоззренческое богатство научных достижений остается фактически невостребованным в работе умственного и нравственного совершенствования общества. Здесь открывается практически не освоенное поле деятельности для приверженцев Учения Живой Этики.

Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком.
Община, §10

Анализируя сегодня атомистическое учение, мы различим в нем две стороны: структурность и предельность. Структурная сторона идеи атомизма заключается в стремлении понять любое тело как конструкцию, состоящую из меньших тел, а предельная сторона заключается в утверждении предела делимости тел. Принцип структурности успешно стимулировал развитие химии и физики и получил убедительное подтверждение в атомно-молекулярной теории материи. Ореол истинности принципа структурности озарял и предельную ипостась идеи атомизма, укрепляя в сознании ученых доверие к слишком смелой экстраполяции Демокрита, согласно которой «начало Вселенной — атомы и пустота». Ничего кроме атомов и пустоты в основе природы атомизм не допускал. Об этом с вдохновением писал Лукреций Кар:

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru