Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Виноградова Ирина
театровед, Болгария
Петров Петр
видеопластик, Болгария

Синестезия и художественный синтез в свете учения Живой Этики

Базируясь на вышесказанном и помня работы Эйзенштейна «Вертикальный монтаж» и О.Мали «Литературная синестезия», можно сказать, что ассоциативное восприятие, или синестезия, есть всеобщее человеческое качество, а не единичное исключение из нормы.

Если же использовать терминологию Живой Этики, то синестезию можно определить как способность к новому сверхчувственному восприятию, которое дает возможность видеть недоступные пока энергии. Способность эта может развиться с постепенным раскрытием энергетических центров человека в ходе эволюции.

«Особенно желаемо, чтобы мысль окрашивалась своим цветом, но лишь открытые центры дают не цвет мысли, но окутывают мысль цветом человека — тогда начинается истинная индивидуальность».

Многие художники интуитивно подходили к этому. Если обратиться к истории мирового кино, то увидим, как оно рождалось в камерных опытах поиска синтеза выразительных средств. И все-таки человеческий дух всегда был главнейшим компонентом любого искусства. Достаточно привести пример гениального актера, режиссера, музыканта Чарли Чаплина, через синтетическую личность которого проявлялась наша эпоха.

«Человеческий дух являет устремление к трансформации. Трансформация духа может напрячь все подлежащее продвижению эволюции» (Беспредельность).

Можно смело сказать, что и история развития синестетического кино связана прежде всего с трансформацией человеческого духа. Вспомним нашумевший фильм Ст.Кубрика «Космическая Одиссея 2001 год», который представлен им как космическое моралите...

В наш технократический век нельзя забывать, что фильм теперь подобен книге и является важнейшей межиндивидуальной коммуникацией.

Интересен в этом плане и фильм «Соблазны», где молекулярные структуры соотносятся с астрономическими явлениями, подсознание — с объективными.

По мнению Вильсона, интереснейшего представителя синестетического кино, подобные фильмы являются матрицей соотношений внутреннего и внешнего. Он говорит о своем фильме «САМАДХИ»: «То, что я мог достичь с помощью оборудования, я мог видеть внутренне. Я мог закрыть глаза и созерцать эти образы внутри моего существа. Я мог посмотреть на небо и увидеть, что там происходит то же самое. Чаще всего я видел эти образы, когда смотрел в объектив своей камеры. Я всегда рассматривал технику как продолжение разума. В каком-то смысле, «Самадхи» — это прорыв в новую область. Как будто я вернулся оттуда со своей камерой, а там я смог ее заснять на пленку».

Какова же глубинная сущность синестезии?

В своем уникальном труде «Тайная Доктрина», который приоткрывает завесу над древней мудростью, Блаватская рассматривает семеричность многих проявлений Космоса, которые отражаются и на земле, а также дает таблицы соответствий цветов, звуков, планет, дней недели и др. Подобное находим и в книге болгарского Учителя П. Донова «Семь цветных лечителей». Можно сказать, что и в основе синестезии лежит единый источник знания, зашифрованный в символике древней мудрости.

«Опять приступят с вопросом — отчего так мало сказано во всех Заветах о Тонком Мире? Поверьте, сказано везде много, но люди не желают замечать этого. На древних иконах можно видеть сферы зеленые, иначе земные, и сферы красные-огненные, иначе Мира Тонкого. На одном изображении можно видеть сцены в зеленых тонах и рядом красный мир Ангелов. Что может быть нагляднее? Все пророчества полны вестями о Тонком Мире.... Но можно ли мыслить о сердце, о психической энергии, не памятуя о Мире Тонком, громадном и столь неразрывном с миром плотным?!» (Сердце).

В последние два десятилетия было организовано много фестивалей, кружков и семинаров по видеоискусству. Общая для них черта определена в БАБЕЛ-проекте: «Через современные технологии к развитию человеческого духа и стремлению к красоте».

Так под эгидой ЮНЕСКО в октябре 1992 года Академия по Меди-арт собрала 22 художника в Кельне. Одно перечисление их блестящих работ дает надежду, что этот вид синестетического кино имеет будущее. Был на этой встрече и болгарский видеопластик Петр Петров (один из авторов данной статьи). Поиски в этом жанре сближают его с создателем Оптического театра при МЦР А. Зориным.

Подитоживая сказанное, надо отметить, что развитие синестетического искусства, помимо его высоких эстетических качеств, имеет и практический психотерапевтический эффект, развивает ассоциативные способности: мозг становится творчески активнее, утончаются чувства, преображается сознание. Естественно, что эти цели могут быть постигнуты лишь при высокогуманной направленности этого искусства, его философско-этической ориентированности. Надо сказать, что синестетическое кино может стать лабораторией нового искусства в руках высокодуховных людей, понимающих развитие человеческой эволюции в тесной взаимосвязи с законами Космоса.

Придерживаясь мысли Рериха, что «осознанная красота спасет мир», мы пробуем внести и свою лепту в развитие подобного кино. Одна из наших последних работ, которую мы с волнением представляем на конференции МЦР, «Чаша жизни» создана по «Криптограммам Востока». Творческое наследие Рерихов, являя нам удивительный синтез, дает неограниченные возможности для его перевода в различные виды искусства.

Воистину, «синтез духовности самый редкий дар, именно он зажигает свет» (Озарение).

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru