Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Виноградова Ирина
театровед, Болгария
Петров Петр
видеопластик, Болгария

Синестезия и художественный синтез в свете учения Живой Этики

С точки зрения психологии эту проблему рассматривает В.Налимов. В статье «Непрерывность и дискретность в языке и мышлении» он научно доказывает способность человека «подключаться» к непрерывному континуальному потоку мышления. Живая Этика называет это восприятием тонких энергий. Действительно, пишет Налимов, в измененном состоянии, будь то сон или молитва монаха исихаста, или медитативная практика дзэн, человеком воспринимаются иные пласты реальности. В этой связи интересно вспомнить и свидетельства людей, испытавших клиническую смерть, о чем подробно пишет врач Моуди в своей книге «Жизнь после жизни». Все это так или иначе подтверждает существование «другой реальности», «банка информации» о вакууме или об иных измерениях Тонкого Мира, куда прорывается человек, освобожденный от оков логического мышления, когда мозг-компьютер временно отключен. Налимов подчеркивает, что уровень такого «подключения» качественно разный, например, у высокодуховного человека, погруженного в медитацию, и у человека, достигшего измененного сознания при механическом приеме психоделических средств (ЛСД, марихуана в комплексе с громкой рок-музыкой).

Это наводит на размышления о современной массовой культуре, которая, являясь подменой истинной Культуры, погружает человека в некий иллюзорный мир, а на самом деле в темные слои низшего астрала. Не потому ли так легко поддается такому наркотику молодежь?

Действительно, Культура есть орудие человеческой эволюции. Но если мы применяем его таким неподобающим образом, то можно себе представить, какими разрушительными вибрациями мы окружаем Землю.

Теперь нужно напомнить о качестве вибраций, до сих пор суждение о них крайне примитивно.

Тоже нужно помнить о звуке, который может действовать индивидуально. Конечно, наука в будущем найдет многие испытания для лучших воздействий. Навряд ли, о людях, занятых поп-продукцией, можно сказать, что они знакомы с законами Надземного мира и «помнят о всех разнообразных излучениях, которые распределяются по вибрациям» («Надземное»).

Живая Этика говорит с нами языком научного знания, и предупреждения ее весьма актуальны; ведь хотим мы этого или нет, все мы подвергаемся химизму лучей, идущих из Космоса. Если же невежественно отвергаем подобное знание, то наносим вред не только себе: мы загрязняем то самое «звучащее пространство», которое Вернадский определил как «ноосферу».

В Живой Этике читаем: «Качество лучей бесконечно различно, но два разряда легко различить. Один — который может быть открыт современному человечеству; другой вмещает лучи, требующие от людей понимания духа, и без этого качества лучи эти могут быть разрушительными.

Каждая одноцветная аура заключает в себе три волны, отвечающие трем главным естествам — телесному, астральному и ментальному».

Так, подняв глаза к Надземному миру, видим, насколько болезненным и разрушительным выглядит оттуда сумбур наших цветов и недопустимые децибеллы некоторых рок-концертов, собирающих толпы на стадионах. Воистину, темные не дремлют, улавливая в свои расцвеченные сети неустоявшиеся молодые души.

Гармоничное же использование цвета и звука является настоящим лечителем пространства. Чем утонченнее дух создателя, тем выше и вибрации его синтетических полотен (например, симфонии Уистлера, сонаты Чюрлениса, композиции Кандинского).

Целительное воздействие образцов высокого искусства было замечено давно. Интересно отметить, что на Западе сегодня широко применяются специальные медитативные программы, для создания которых используются современные технические средства. Музыкотерапия признана и нашими отечественными психотерапевтами.

«Каждый нервный припадок может быть исцелен при условии спокойствия окружающих и при воздействии звука, цвета, аромата и ровной температуры. Но трудно найти такие условия. Кроме того, нужно применить именно то сочетание звуков, цвета и аромата, которые индивидуально нужны в этом состоянии. Поэтому очень важно, чтобы как можно больше производилось опытов с воздействием звуков, цветов и ароматов. Уже в школах можно производить полезные исследования» («Аум»).

Современные технические и научные достижения могут помочь в этом. Так, например, открытие в области фрактальности, дает возможность составлять музыкальные программы по картинам, сканированным на компьютере, который запрограммирован фрактальными уравнениями. Получающиеся при этом мелодии оригинальны и обладают гармонизирующим воздействием.

Учитывая открывающиеся технические возможности современной науки, нельзя забывать, что именно человек является «аккумулятором и трансформатором» космических энергий. Поэтому обратимся к искусству театра, где определяющим является присутствие человека.

Например, в танце можно найти приметы аудиовизуального искусства: музыкальная партитура с одной стороны и пространственно-пластическая форма человеческого тела с другой. Обе взаимно совершенствуют свои выразительные возможности. В поисках подобного совершенства Дункан, знаменитая «босоножка», качественно изменила представление об обязательном единстве классических форм музыки и танца. Явившись предвестницей современного балета, она внесла в древнее искусство танца напряженную творческую МЫСЛЬ. В ее эмоциональных композициях всегда присутствовал внутренний этический смысл, толкающий на импровизацию.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru