Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Соколов В.

О распознавании

«Однажды ночью келия его наполнилась странным светом, который пронизал даже и тело его так, что он увидел свои внутренности. Помысел говорил ему: «Прими — это благодать», однако, душа послушника смутилась при этом, и он остался в недоумении. Молитва и после этого продолжала в нем действовать, но дух сокрушения отступил настолько, что смех пришел к нему во время молитвы; он сильно ударил себя по лбу кулаком; смех пропал, но дух покаяния все же не возвратился, и молитва проходила без сокрушения. Тогда он понял, что с ним произошло что-то недолжное...»

Второй случай произошел со Старцем, когда он уже был достаточно опытным подвижником. «Другой раз я принял одно видение и много пострадал за это. Однажды в конце бдения, когда запели «Всякое дыхание да хвалит Господа», я услышал, как царь Давид в небе поет славословие Богу. Я стоял на хорах и мне казалось, что нет ни крыши, ни купола и что я вижу отверстое небо. Я говорил об этом четырем духовным мужам, но никто не сказал мне, что враг посмеялся надо мной, а я сам думал, что бесы не могут славословить Бога и что, значит, это видение не от врага. Но прелесть тщеславия борола меня, и я снова стал видеть бесов. Тогда я познал, что обманулся...».

В противовес ложным видениям, истинные видения, видения от Бога врачуют душу, сеют любовь, а также развивают в нас добрые чувства. И когда бы мы ни вспоминали об этих видениях, пусть через двадцать лет,

всегда они будут пробуждать в наших сердцах чистоту, мир, благость. Но прелесть, видения от темных сил, способствуют развитию в нас пороков и самого главного из них — гордыни: самолюбия, самомнения, тщеславия, самости.

Темные всегда играют на черных клавишах наших недостатков. Хитер враг, и, покуда в нас есть хоть капля самолюбия, будет настойчиво донимать тьма!

Таким образом, любое видение, от которого вспыхивает, пусть едва заметно, тщеславие или какое-либо другое отрицательное чувство — не истинно. Его немедленно надо пресекать и отбрасывать, более к нему не возвращаясь, т.е. не думать о нем и не вспоминать.

Развивая распознавание, мы должны стараться все свое внимание обращать на сердце. Пр.Исаак Сирин писал:

«Все приходящее в душу, чувственное ли то, или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага».

Сердце связывает нас с Богом, с Учителем. Благодаря ему, мы можем получать подсказки, ответы на вопросы. Наверняка каждый из нас на опыте жизни знает, что если зашемит сердце, значит, происходит что-то неладное, а когда на душе радость и спокойствие, то все хорошо. Реакции сердца на происходящее и есть основа для распознавания. Прислушиваясь к голосу своего сердца или совести, постепенно мы учимся разбираться все глубже в оттенках сердечных ощущений и понимать дивный язык сердца.

Каждое явление жизни сложно по структуре своей, а потому почти невозможно судить о чем-либо однозначно — отсюда, сердце редко говорит четкое «да» или «нет». Е сердечных ощущениях выражается отношение, реакция сердца на все многочисленные стороны данного явления. Наша задача научиться слушать эти подсказки сердца.

Епископ Игнатий Брянчанинов говорил:

«Новоначальный должен обращать внимание все на одно сердечное действие, одно это действие признавать непрелестным, прочего же не принимать до времени вступления в бесстрастие».

Далее, очень интересный момент.

«Что от Бога, то само собой приходит, тогда как ты и времени того не знаешь» (св. Исаак Сирин).

То есть, приходит тогда, когда мы этого не ожидаем. В то время как темные, наоборот, прельщают тогда, когда мы сами жаждем видений, слышания «голосов». По этому поводу пр.Нил Синайский, подвижник 5 века, говорил категорично: «Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ. Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам-демонам».

Пришло время, когда самое, казалось бы, отвлеченное становится в цепь событий. Человек познал многие положения и тем утончил суждение свое. Будьте уверены, что нераспознающий имел грубое существование и не пытался выйти из него; так он сам лишил себя ценности узнавать сердцем. Не молодо сердце человека, ибо сущность его бессменна. Кто-то обрадуется этой бессменности, в этом понимании — вечная жизнь. Кто-то обрадуется, что и сознание находится на его ответственности. Так истины скрижали входят в жизнь. Не уставайте прочитывать Учение Жизни во всех веках его. Раскрытое сердце порадуется чередованию ритма. Также на этих устоях поймем, что движение, ведущее человечество, не может быть зримо в каждодневности; потому и в этом объеме тоже найдем путь радости.
Сердце, § 579

Св.Игнатий в своих писаниях приводит пример из жизни Игнатия Лойолы, учредителя Иезуитского ордена: «У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как он сам утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами, по его желанию, ад или рай. Явление рая и ада совершалось не одним действием воображения человеческого ...явление совершалось действием демонов...».

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru