Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Старовойтова Ольга
Президент Международного культурного фонда «Soleil»,
член Международного союза журналистов

Она стоит подобно судьбе

Век XIII. Испания, Германия

В далекой Испании мракобесы беспощадно преследовали евреев, среди которых было множество прогрессивных умов. И знаменитый раввин Мозес Бен Шеб-Тоб де Леон (1250 — 1305) из Вальядолиды, известный своей ученостью и связями с тайными науками, пребывал в тяжких раздумьях. Зрелые годы своей жизни он положил на обработку текстов священной книги евреев «Зохар», а теперь обстановка в стране стала невыносимой для творческого труда. Как известно, Каббала состоит из двух книг: «Сейфер Иецира» — книга Творения и «Зохар». Первую традиция приписывает отцу Аврааму, вторую — Симеону Бен Иохаю из Цфата, жившему примерно две тысячи лет назад назад и убитому солдатами императора Андриана, пытавшегося уничтожить религию единобожия. Каббалисты вывезли рукопись «Зохар» в Испанию и изучали ее в специальных школах Жероны. Об этом знали лишь посвященные, и Мозес де Леона был одним из них. Он объявил, что нашел рукопись Бен Йохая. Затем собрал воедино разрозненные древние тексты, сверив их по халдейским и сирийским писаниям, и написал к ним обширные комментарии, дошедшие до наших дней. Легенда гласит, что в 1290 году он имел откровение опубликовать результаты проделанной работы, что и сделал. Этот шаг не встретил понимания среди соратников-каббалистов. Владел раввин и знаменитым Камнем, Сокровищем Мира. Вот как повествует об этом известный философ XX века Елена Ивановна Рерих в своем письме от 18.11.35 г. «… Легенда, записанная в «Криптограммах Востока» — истина. По преданию сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. Ларец, упомянутый в легенде, относится к XIII столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов. Знаменитый раввин Моисей де Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонения на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения. В благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нем полученный талисман…». По счастью, история донесла до нас имя феодалки — графиня Ротенбургская.

Век XX. Германия

Семь долгих веков Ута с супругом Экехардом украшали Наумбургский собор. За это время, похоже, никто не черпал вдохновения при взгляде на раскрашенные статуи из песчаника. По крайней мере в дневниковых записях выдающихся личностей о них не упоминается ни слова. Но капризная Фортуна непредсказуема — однажды маркграфиня в одночасье стала знаменитой. И повинен в том безработный наумбургский фотограф Вальтер Хеге. В 1921 году, из-за недостатка заказов, он стал изучать старинный собор, выясняя, при каком освещении лучше снимать ту или иную статую. Художник охотно фотографировал фигуры в разных ракурсах и делал увеличенные фрагменты — до тех пор, пока поверхность камня не приобрела блеска кожи. Ему удалось «представить основателей Наумбурга живыми людьми и страдающими современниками». Особенно удался портрет маркграфини Уты.

В 1936 году в Монхене была организована выставка «Выродившееся искусство». Среди 600 экспонатов, отражавших по мнению организаторов неприглядные тенденции в современном искусстве, находилась одна единственная фотография средневековой скульптуры. И контраст оказался столь разительным, что и специалисты, и зрители были очарованы. «Ограда, отделяющая от всего скверного и пошлого», «спокойный и величественный облик, полностью сосредоточенный в себе», «воплощение гордости и достоинства», «сверхчеловеческое излучение мощи и силы» — это лишь часть эпитетов, которые в те дни адресовали маркграфине немецкие газеты. С того момента в Германии и начался культ Уты. Ее жизнь обрастала массой догадок и предположений, оказавшихся весьма живучими.

Так маркграфиня, жившая в XI веке, шагнула в легенду в веке XX. Отныне и по сей день в Наумбургский собор тянутся вереницей паломники, чтобы найти утешение в «истинно немецкой сущности», которая сама была «одинокой в мире, слишком резком для ее тонкой и нежной души».

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru