Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Тютюгина Н.В.
Рерих и Нестеров
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Лазарев В.Н.
Великий художник

Знамя Мира на Южном полюсе

И хотя были небольшие отступления от нашего плана, в целом нам удалось многое. Воспользовавшись случаем, хочу сердечно поблагодарить всех участников и организаторов. Именно потому, что мы работали как один сплоченный коллектив, нам эта экспедиция удалась.

Заместитель руководителя экспедиции,
Бокалов Евгений Иванович:

Я немного расскажу о летно-парашютной части этой экспедиции, которая была тоже очень сложной. Программу мы готовили вместе с Дмитрием Глагольевым. Было много проблем по ее выполнению. В 1997 году состоялась американская парашютная экспедиция в Антарктиду из шести человек. Трое разбились и поэтому многие были против, чтобы мы вообще прыгали. Тем более таким большим составом — тридцать два человека.

У нас была мечта прыгнуть прямо на Южный полюс, но по объективным и субъективным причинам нам это не удалось. Мы делали прыжок на «Патриот Хилс» — где-то в 1000 километрах от побережья. Группа была разношерстная. Это опасно, когда много людей, ведь взаимодействие каждого человека с остальными должно быть очень четким. Но все прошло благополучно.

Хочу еще раз поблагодарить президента авиакомпании за то, что он подобрал отличный экипаж.


Генерал ВВС, руководитель полета,
Реутов Петр Иванович:

Товарищи и друзья! Мне хочется сегодня напомнить вам из нашей юности крылатую фразу: «В жизни всегда есть место подвигу». Вот эти люди, которые здесь присутствуют, и составляли костяк экспедиции. И они своей жизнью подтверждают эту истину. Это настолько удивительные, мужественные, скромные люди, что они даже не говорят о тех трудностях, с которыми столкнулись. Хочу сказать: со стороны виднее. На самом деле их простые действия скрывали напряженную, порой опасную работу всех, начиная от участников экспедиции и кончая летным составом.

Хочу сказать слова благодарности и конструкторскому бюро Ильюшина, которое возглавляет Новожилов и которое смогло произвести на свет такое вот детище, как ИЛ-76. При посадочной массе в 150 тонн он совершил посадку в таком месте, где совершенно зеркальная поверхность льда. Но, конечно, несмотря на развитие техники, определить высоту приземления — это уже дело мастерства летчиков. Последний, конечный этап, летчики делают, опираясь на свою интуицию и опыт. А опыт у них, конечно, громадный. Хочу представить вам экипаж: командир воздушного судна Герфанов Р.Т. — военный летчик первого класса, он возглавляет летную службу нашей авиационной компании; Закиров И.Р., инструктор — заслуженный летчик-испытатель, герой России; Овечкин Л.В. — штурман 1-го класса; Гречко В.В. — штурман-испытатель 1-го класса, Тупицын В.С. — бортинженер, специалист 1-го класса и Семыгин Г.М. — бортрадист; специалист 1-го класса.

Могу назвать всего двух высших чиновников, которые прямо с первого раза сказали: «Да, это государственное дело, и мы должны сделать все от нас зависящее». Это директор Федеральной службы воздушного транспорта и посол России в Республике Беларусь, которые, понимая важность всего, сказали: да! Остальные говорили: нет. Нужно было иметь немало силы воли и генеральского опыта, чтобы обойти, пробить эти препоны. Вот это настораживает.

Воздадим же должное людям, с чьей помощью был совершен этот героический подвиг.


Член экспедиции,
Гольцев Юрий Александрович:

Я представляю Институт проблем выживания человека. Уже семь лет я его директор, и проблема выживания, которая перерастает сейчас из проблемы спасаемых летчиков и космонавтов в какую-то глобальную проблему всего человечества, является предметом моей работы.

Говоря о медицинских проблемах нужно, прежде всего, сказать о враче экспедиции, Петлакхе Владимире Ивановиче, который не вызывал сомнений в своем редчайшем профессионализме, и, собственно, снимал все намечавшиеся медицинские проблемы. Люди в этой экспедиции, естественно, проявили чудеса духа, поэтому медицинские проблемы имели, скорее, физиологический характер.

Хочется также сказать о психоэмоциональном состоянии. И российских участников хотелось бы выделить. Несмотря на очень интенсивную нагрузку, последняя ночь прошла немного беспокойно в связи с тем, что несколько раз приходили именно американские путешественники интересоваться: когда же, в конце концов, будет самолет? Погода слегка портилась и это вызывало у них некоторые опасения. Во всех остальных случаях демонстрировалось спокойствие, убежденность в достижении цели.

Результаты деятельности экспедиции еще обрабатываются. Они будут представлены, я надеюсь, в этом году в специальных публикациях. Вспоминая героические путешествия одиночек — Бомбара, антарктические путешествия Скотта и других, могу с уверенностью сказать, что в этом ряду экспедиция Чукова выглядит очень достойно. И она достигла многих целей благодаря тому, что правильно были расставлены акценты в личностной мотивации, правильно было организовано поведение людей. И мы все этому очень рады.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru