Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Роттерт Татьяна Георгиевна
Руководитель группы художественного и предметного фонда
научно-просветительского отдела МЦР

Юбилейная выставка произведений Рерихов из частных коллекций

Одним из центральных событий торжеств, посвященных трем юбилеям великой семьи Рерихов и 10-летию со дня основания Международного Центра Рерихов, явилось открытие в его стенах выставки произведений выдающихся просветителей и деятелей культуры XX столетия — Николая Константиновича, Святослава Николаевича и Юрия Николаевича Рерихов. На ней было представлено более 120 работ, собранных из частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Необычность выставки заключалась не только в открытии зрителю многих ранее неизвестных произведений. Удивительно было в ней и то, что в каждом экспонате великолепие мысли и мастерства создателей согрето сердечным теплом их хранителей.

В открывшейся 8 октября экспозиции были представлены практически все периоды творчества Н.К.Рериха, начиная от его ученических рисунков и студенческих работ до зрелых, глубоко продуманных и художественно совершенных произведений. Однако, основной материал выставки представлял ранний период творчества художника, до отъезда за границу в 1918 году, и отражал художественные и исторические интересы Рериха и русской интеллигенции начала века.

Посетители нашей выставки получили возможность проследить, как зарождался и развивался жанр северного исторического пейзажа, создателем которого был признан Рерих (Серия «Северные русские пейзажи», «Карелия», «Долина голубых гор»).

Идя в ногу со временем, разделяя интересы передовых людей, Н.К.Рерих много внимания в своём творчестве уделил истории России, создав цикл картин, посвящённых древней Руси. Интерес к русской истории и археологии позволил художнику без всяких натяжек создавать произведения, в которых каждая деталь соответствовала истине. Они дают почувствовать аромат тех далеких времен, когда закладывались и созидались основы русского государства («Струги на реке», «Собирают дань», «Башня Псковского кремля»).

Русский театр в 1910-х годах нашего века покорил не только Европу, но и Америку. Гастроли Художественного театра, ставшие сенсацией, дали возможность любителям театра во всём мире познакомиться с самобытной русской культурой. Николай Константинович не мог остаться в стороне от этого: он становится также и театральным художником. Очень приятно, что и эта сторона его творчества с достаточной полнотой была представлена в наших залах («Князь Игорь», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален»).

В последние годы XIX века и в первые годы XX века открытием стали реставрированные древнерусские иконы, многие из которых принадлежат к числу непревзойдённых шедевров мирового искусства. Рерих и здесь проявляет свою художественную чуткость: он расписывает и оформляет мозаиками несколько церквей в стиле древнерусского искусства. Эта область его художественных поисков также нашла место в экспозиции («Архангел»).

Ряд картин относится ко второму, индийскому периоду его творчества («Меч Гесера», «Исток Инда», «Красное солнце над склоном горы», этюды из серии «Гималаи».

С Индией была связана большая часть жизни его сына, Святослава Николаевича Рериха. Он также, как и отец, стал выдающимся художником и общественным деятелем, удостоенным высоких индийских наград и звания почётного члена Академии художеств СССР.

Он нашёл свой путь в искусстве, и его произведения, помещённые в одном зале с картинами отца, всегда сразу отличимы, так как имеют свой художественный почерк. В частных коллекциях картин С.Н.Рериха немного, так как автор в России не работал, и тем приятнее, что несколько работ на выставке было всё-таки представлено («Олень и лани», «Рыбаки», «Индийская женщина»).

Совсем неожиданно, уже в момент формирования выставки, организаторам предложили целую папку рисунков Юрия Николаевича Рериха, который, оказывается, тоже обладал незаурядным художественным даром. Экспонировавшиеся на выставке его работы, выполненные в 15-16-летнем возрасте, дают нам представление, с одной стороны, о его чувстве историзма, а с другой — знакомят с бытом семьи Рерихов, с обстановкой их квартиры в Сортавале, позволяют почувствовать широту интересов автора, а также его внимание к обыкновенным вещам и любовное к ним отношение («В замке», «Интерьер гостиной», «Чайник»).

В заключение этого небольшого обзора хотелось бы привести слова Николая Константиновича Рериха, который не уставал повторять: «Для народа русского мы трудились, ему несли знания и достижения».

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru