Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Лазарев В.Н.
Великий художник
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Скородумов Сергей
Себелева Ирина

Ступени опыта

Поддерживая прочную связь с МЦР, нам уже нетрудно было разобраться в людях, компрометирующих рериховское движение. Речь прежде всего идет о М.Лунёве и Г.Горчакове, которые неоднократно предпринимали попытки навязывания нам своих позиций, но встретили должный отпор. Стало очевидным, что стоит за так широко распространившимися в последнее время «продолжениями Живой Этики» — фальшивками, которые нетрудно распознать при правильном понимании основ Учения. Наше общество легко прошло испытание книгами Профит, Зиновии и пр. Мы убедились, что необходимо защищать МЦР и Учение от нападок дьякона Кураева. Считаем, что здесь нужна не равнодушная позиция «непротивления», а суровый отпор его «деятельности». Через нашу газету «Орион» и в беседах с приходящими к нам людьми мы неоднократно давали разъяснения по этому вопросу.

Итак, на основе полученного опыта мы пришли к выводу, что каждое рериховское общество, осознавая принцип иерархической преемственности, должно согласовывать свою позицию и действия с МЦР. Посмотрите, какой высокий уровень и размах работы имеют рериховские общества, давно сотрудничающие с МЦР или ставшие его Отделениями!

И мы на своем опыте почувствовали, что такое сотрудничество задает новый, усиленный ритм нашей работе, учит самоотверженности и устремленности.


Урок второй: Рериховское общество — это общество единомышленников, мировоззренческим стержнем которых является Учение Живой Этики.

Процесс духовного роста каждого человека глубоко индивидуален, и коллективно идти к духовному очищению вряд ли возможно, но общение людей, изучающих Живую Этику, очень важно. Это дает возможность взаимообогащения друг друга, объединении мыслей в одном направлении, способствует усилению общего устремления.

Как мы убедились, этот вопрос имеет в рериховском движении две крайности. Первая: «занятия по Учению без общей работы». Вторая: «общая культурная работа без Учения». Наше общество прошло через первую, и мы поняли, что на этом пути существует опасность уйти в умствование и в «гармоничную теоре тизацию». Если эта тенденция пересилит стремление применять Учение на практике, в делах на Общее Благо, то рериховское общество может превратиться в обособленную группу «избранных» или, проще говоря, в секту. При этом неизменно проявляются такие болезни искажения основ Учения как «самость превосходства», утверждения типа: «мы — высокодуховные люди», «мы — судьи», и т.п.

Об этих процессах серьезно предупреждает Людмила Васильевна Шапошникова: «Возвращаясь к рецидивам религиозного мышления, следует сказать, что оно, как правило, приводит к различным формам сектантства: к изоляции небольших групп людей, которые, будучи очень уверены в себе, стараются обособиться от всей внешней жизни, бушующей за пределами этих групп. И Живая Этика и Николай Константинович Рерих в своих очерках нам постоянно напоминают о необходимости быть в самой гуще жизни. А здесь явная попытка ухода, и по-человечески ее можно понять. «Там такое безобразие творится, а у нас здесь благолепие, песнопения, красивые слова... ах, какие мы хорошие». На самом же деле позиция эта глубоко неверная. Если, скажем, вы живете в городе, где гибнет музей, где разрушаются памятники культуры, то требуются от настоящих рериховцев действия, а не красивые слова... Поэтому, какова рериховская организация, можно определить не по тому, что она о себе думает, — думает она о себе, как правило, хорошо, — а по тому, что она сделала». (Из выступления Л.В.Шапошниковой на собрании рериховских организаций от 24.03.1995, «Мир Огненный, № 15).

Мы убедились, как трудно обсуждать положения Живой Этики с теми, у кого слова расходятся с делом, когда нет реального применения основ Учения в конкретной работе на Общее Благо, в сотрудничестве. Люди, пытающиеся «сгармонизироваться» путем коллективных умствований напоминают образ мальчика Кая из сказки Андерсена «Снежная королева». Помните, как имея ледяное сердце и отрешившись от всего мира, он пытался из льдинок составить слово «Вечность». Как сказано в работе Рериха «Все тихо»: «Лучше шумите, но делайте!»

Вторая крайность — «общая культурная работа без Учения» тоже, к сожалению, проявлена в некоторых рериховских обществах. Хотим отметить, что при схожести целей рериховских обществ и некоторых других культурных организаций, все же надо понимать разницу между ними. На наш взгляд, роль рериховского общества состоит не в том, чтобы подменять в просветительской работе ученых, педагогов и т.д. Нам следует привлекать таких людей, объединять их в деятельности на благо эволюции, убеждать в необходимости синтеза. При этом неотъемлемая задача рериховского общества: нести Учение в жизнь, то есть помогать людям открывать для себя новое мировоззрение — Живую Этику. Но нужно понимать, что Учение Живой Этики — это научно-философская, а не религиозная система, и оно не может распространяться путем миссионерства. Поэтому мы стараемся никого не зазывать, ничего не навязывать, но твердо выражаем свою позицию приходящим.


 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru