Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Валуйская О.

Король умер, да здравствует король!

Школа сегодня и завтра

Многие ожидали в этот день конца света. Но все не так однозначно. И конец может быть началом. В день солнечного затмения, 11 августа, открылась педагогическая конференция школы-семинара "Человек у порога Нового Мира". "Нужно каждый день мыслить о задачах Нового Мира. Нужно устремляться к Новому Миру как к чему-то стоящему уже за дверями. Нельзя предоставить кому-то постороннему заботиться о Новом Мире, когда он должен быть осмыслен каждым из нас", — сказано в одной из книг Живой Этики (Сердце, 132).


Накануне первого сентября мне довелось быть на собрании учителей в одной из общеобразовательных нижегородских школ. От упоминания о программах и учебных часах, о методиках и учебниках, об отсутствии финансов и всеобщем моральном падении веяло безысходностью. Школа гибнет? Да, гибнет. Но какая? Та самая, авторитарная, подавляющая душу и ученика, и учителя. Чему же мы печалимся? Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, давайте помогать живым! "Король умер, да здравствует король!" Рождается новая, принципиально иная школа. Разве не о ней говорили гуманисты всех веков и народов? На наших глазах утверждается новая парадигма образования — основа школы нового мира. Может ли в наступающем тысячелетии общество жить по-старому? Нет, глобальный кризис старого мира шествует по планете. Космос подает нам свои знаки сверху: кометы, затмения, новые светила. Внизу все разваливается: экономические механизмы, до сих пор регулировавшие жизнь общественного организма, не срабатывают. Судьба человечества и Земли в целом зависит от нравственного выбора человека. Россия в этом смысле оказалась впереди остальных стран: жить по-старому она не может уже сейчас.

Амонашвили Шалва Александрович
Амонашвили Шалва Александрович

Как этот процесс идет в педагогике, показали участники августовской конференции международной педагогической школы-семинара "Человек у порога Нового Мира". Создали этот семинар Международный Центр Рерихов (МЦР) совместно с известным педагогом-новатором, проповедником идей гуманной педагогики и сторонником Учения Живой Этики, доктором педагогических наук, академиком Ш.А.Амонашвили в 1996 г. С тех пор дважды в год — в летние и зимние каникулы — педагоги и ученые собираются, чтобы обсудить насущные проблемы современной школы с позиций нового, энергетического мировоззрения. С 10 по 16 августа 1999 г. семинар работал в Горках Ленинских и продолжил свою работу в Санкт-Петербурге до 21 августа. Конференцию организовали общественно-педагогическое объединение при МЦР и Петербургское отделение Международной Лиги Защиты Культуры (МЛЗК). "Учитель — художник жизни" — такова была тема семинара.

Художников жизни оказалось не так уж мало: 46 городов России, 5 — с Украины, 4 — из Белоруссии и 2 — из прибалтийских стран прислали около 200 своих представителей в Горки Ленинские. В Петербурге к ним присоединились педагоги из Эстонии и Пскова, Новгорода Великого, Череповца, Вологды... Были представители общественных движений и даже глава городской администраций. Примечательно, что учитель с новым мировоззрением пригодился всем: детям — от детсадовца до солдата, их папам и мамам, бабушкам и дедушкам, даже администраторам и бизнесменам.

К примеру, сейчас севастопольская городская администрация вместе с общественным движением "Гражданская инициатива" разрабатывают новую концепцию развития города. Старшеклассники обсудили это на уроках культуры с позиций Живой Этики и в сочинениях на тему "Мой обновленный Севастополь" предложили много полезных идей. Они писали о своей ответственности за будущее родного города.

Другой пример: харьковские ребятишки на городском празднике "Старт Красоты" вручают городской администрации пакеты документов с международными проектами в защиту мира и культуры. Они прекрасно поняли, что такое "Марш под Знаменем Мира", "День Земли" и т. д. "Мы должны создавать такие ситуации, чтобы дети осознавали, что они — носители культуры, ее защитники, бойцы — говорит Т.Л.Надточий, руководитель детского клуба "Мир Красоты" — Через ребят это воспримут и их родители". Детские рисунки на космические темы украшают стены офисов спонсоров этого клуба, наполняя пространство новыми энергиями.

Всех участников семинара объединила общая мировоззренческая ось — Учение Живой Этики. Они твердо убеждены в том, что настало время познавать единые законы мироздания и применять их в жизни, в гуманной педагогике. Что это такое — гуманная педагогика? Как учит Живая Этика, ребенок приходит в этот мир со своими прошлыми накоплениями и задачами. По мнению Ш.А.Амонашвили, школа — это "скала", лестница для восхождения духа ребенка и воспитание ребенка есть "воспитание", т.е. питание его оси — духа. Отсюда — задачи гуманной педагогики. Каким должен быть новый учитель?

Знать и применять самому законы космоса? Да. И чтобы заполнить пробелы в собственном образовании педагоги с готовностью идут на диалог с философами. "Знать — значит применять". Но этого мало для учителя, цель которого — передать знания. Традиционная школа считает, что ребенка надо готовить к жизни, давая ему определенный набор приспособлений, и вопрос лишь в "ассортименте". Гуманная педагогика говорит: ребенок уже живет, учитель должен "сопереживать" ученику, помогая ему "самосовершенствоваться", повышать свои нравственные качества. А уж последние-то помогут ребенку взять все, что ему будет нужно для жизни. Как следует из сообщения доцента глазовского пединститута Л.Л.Брыляковой, много лет изучающей теорию эмоций, об этом же говорили классики мировой и отечественной педагогики от чешского педагога Я.А.Коменского до выдающихся русских педагогов первой половины XX века — Г.Ушинского, Л.Выготского, С.Макаренко.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru