Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего

Презентация книги Л.В.Шапошниковой «Град светлый»

Второе качественно принципиальное различие этих двух культур выражается в способе ощущения себя человеком. Если в западных культурах важно то, что в книге определяется словом «самость,» ощущение себя как существа, которое ассимилирует и подчиняет всё, что его окружает, то в восточной культуре, наоборот, самое важное — это раствориться в мире. И вот опять же: где в этом всём русский человек? Книга написана и об этом.

В книге возникает разговор о таком пока ещё очень плохо прописанном и мало изученном явлении как странничество. И сразу говорится о том, что по сути дела нет и никакой литературы о странниках. Мне тоже пришла в голову мысль, что в русскую культуру не вошла книга, которая является, выражаясь современным языком, бестселлером всей западной культуры. Это книга Джона Бейгена, англичанина, которая называется «Путь паломника», где говорится о жизненном пути человека именно как о преодолении многочисленных препятствий. Эта книга не вошла в русскую культуру, но Пушкин ее читал и читал по-английски. Я обратила внимание на то, что, действительно, есть такие книги, которые в русскую культуру не входят, но которые для западной культуры являются значимыми. Над этим задуматься меня заставила тоже та книга, о которой сегодня идёт речь.

Ещё один момент, который абсолютно точно и ясно обозначен в «Граде Светлом», — это момент прихода символа Троицы в русскую культуру. Когда мы говорим о значении Сергия Радонежского или о значении творчества Рублёва, мы всегда говорим о Троице, но мало когда отдаём себе отчёт, что делает с русским сознанием вхождение этого символа в жизнь, в культуру, в систему мышления. Когда мы смотрим на Знамя Мира и видим три огненных круга, мне сразу вспоминается финал «Божественной комедии» Данте. Финал, в котором Данте предлагает нам взглянуть на Божество: Бога видеть нельзя, Бог есть Свет, но Данте говорит о Нём как о трёх сливающихся шарах. И то, как прочитывается Божественное Триединство, Данте проговаривает в надписи на вратах ада. Я в переводе с латинского прочитаю эти слова. Там говорится: «Я высшей властью, полнотой всезнания и первою любовью сотворён». Так описывается Божественное Триединство. То есть там говорится о Высшей власти Бога-Отца, полноте знания Бога-Сына и первой любви как теологическом символе Святого Духа. Если прочитывать далее развивающуюся западную культуру, мы видим, что мысль западная долго билась над тем, что значит в земной жизни быть человеком достойным. И ответ всякий раз был таким: быть человеком достойным — это значит пройти в земной жизни три испытания: властью, любовью и знанием. И соподчинить три этих начала в себе так, как они соподчинены в Божестве. То есть каждому человеку свойственно проходить испытания этими тремя началами, но прожить жизнь так, чтобы не помешало ничего и чтобы всё было воспринято в гармонии, — вот, наверное, цель человека.

То, что в нашу культуру не входят многие западные произведения, то, что они остаются как бы за гранью нашего сознания и нашего чтения, приводит к тому, что мы до сих пор не выработали язык говорения о духовных явлениях. Если мы опять же обратимся к Пушкину, то Пушкин, ощущая эту нехватку говорения о духовных моментах, в одной из своих заметок писал: «Языка метафизического у нас нет вовсе».

Несмотря на то, что в русской культуре общее культурное пространство между жизнью светской и жизнью духовной было найдено довольно давно, язык говорения об этих вещах остаётся не выработанным. У меня нет оптимизма по поводу чиновников, особенно чиновников от науки. Я чувствую, что возражения против книги «Град Светлый» будут и будут довольно яростными. Предполагаю, что чиновники от науки скажут: «Мы не знаем, что такое космическая энергия». Поэтому я думаю, что появление таких книг — очень нужный и важный шаг.


Клара Шарафовна Мансурова, вице-президент Международной Лиги защиты Культуры:

Читала книгу взахлеб два дня. А ведь в ней собраны события за сто лет. Такое ощущение, что в книге собрано всё. Обратите внимание: начинается от первой мировой войны и заканчивается сегодняшним днём. Почти век. И этот век очень емко уложился в одну тоненькую книжку. Книжку необыкновенную, в которой дан анализ всего: и революции, и того, что было после революции, и наших дней, и, самое главное, там образ Ленина. Сначала Ленина обожествляли, считали, что это статуя, на которую надо молиться всем; потом распинали, считая виновным во всём. В «Светлом Граде» впервые, после первого издания «Общины» из серии книг Живой Этики, ясно сказано, какими мотивами руководствовался Ленин в течение всей своей жизни. Он думал не о себе, он думал об общем благе, неся бремя всех противоречий России того времени. Огромное спасибо Людмиле Васильевне за её труд. И творческих ей успехов.


Людмила Васильевна Шапошникова:

Во-первых, я должна сердечно и искренне поблагодарить всех, кто здесь выступал, и всех, кто присутствовал на презентации, за терпение и внимание.

Презентация подобного рода для меня и искушение, и испытание. Когда говорятся такие высокие слова, то нормальный человек этого выдержать не может, он начинает стремительно увеличиваться в размерах, расти в собственных глазах. Но если есть некий положительный автоматизм, то кнопочка срабатывает и сразу все чувства устремляются вниз. После чего уже спокойно сидишь и думаешь: «Ладно, все преувеличивают, это ясно. То, что сделано, наверно, хорошо сделано. А если это сделано так хорошо, то принесёт свою пользу». Не буду говорить о своей книге, меня сейчас уже волнует другое, потому что у многих творческих людей (я смею себя таковой считать) есть одна особенность: вот написана книга, и автор от неё дистанцируется. Это уже как бы не твое, все уже ушло. И не очень беспокоишься, как её отпечатают, будут ли её вообще издавать и т.д., главное, что ты смог высказаться. Такое отношение к своему труду в какой-то мере помогает выслушивать и критику, и похвалу. Когда вы говорите о чём-то мною уже сделанном, я думаю: «А это не моё». И продолжаю спокойно жить дальше.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru