Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Сотрудница Космических Сил

Знания, сообщённые нам Космическими Иерархами, носили не только познавательно-теоретический характер. Они имели и практическое значение. Вот с этой практики и начинается третья жизнь, или, точнее, третий виток в жизни Елены Ивановны Рерих. Этот виток был самым тяжёлым, жертвенным и мученическим. Суть его состояла в том, что она добровольно взяла на себя ответственность за будущее человечества. Возможно, это утверждение звучит фантастично. Но разве те, о которых мы знаем и к именам которых привыкли, делали не то же самое, что и она? Они несли новые идеи человечеству, создавали учения, предугадывали и совершали великие научные открытия. Их сжигали на кострах, они гибли от пыток и умирали распятые на крестах. Уходя в небытие, они оставляли на земле пламень своей души и сердца. Эти огни в течение тысячелетий образовали во тьме светящуюся цепочку, по которым человечество определяет свой путь к вершинам Духа. Великие подвижники, философы, художники, учёные — они являлись активными субъектами космической эволюции, их энергетика держит на себе тот эволюционный коридор, по которому мы движемся дальше и выше. Представляя собой духовную Иерархию Космоса, они стоят на высоких ступенях космической лестницы Духа и каждый из них имеет своё, соотнесённое с эволюцией задание. Они появляются в определённые переломные эпохи, которыми меряется эволюция человечества, и насыщают её своей энергетикой. Как правило, современники проявляют к ним мало интереса и щедро дарят их будущему, нимало не заботясь о тех духовных потерях, которые они, современники, незаметно для себя, несут в настоящем. К сожалению, масштабность космического творца познаётся лучше на расстоянии. Елена Ивановна Рерих была одним из таких творцов. Космические Иерархи, или Махатмы, называли её Матерью Агни Йоги, но не только за сотрудничество в создании книг «Живой Этики».

«Творчество настолько разнообразно, что можно утверждать, что формы создаются столькими энергиями, сколько насыщающих их потенциалов. Но творчество разделяется на видимое и невидимое. Трансформация космических форм, конечно, видима в своих следствиях, но самый наивысший, напряжённый процесс невидим. Когда, познавая рычаги творческой мощи, мы можем призвать невидимые огни, тогда, конечно, утверждается высший закон. Потому, утверждая Агни Йогу, Мы имеем в виду утверждение мощи невидимой. Связь между потенциалом духа и его Светилом напрягает действие, потому когда центры напрягаются, то потенциал огня сообщается с огнём Светила. Так будем помнить Матерь Агни Йоги. Потенциал духа велик!»[7] И ещё: «Кто же будет трансмутировать дух человечества? Скажем: молния Духа Носителя Огня...

Тебе, Сотрудница Космических сил, Спутница Сил Света, Я завещал молнию духа. Тебе явлено право творить Космическим Мечом. Тебе дано Огненное Сердце — да будет Свет молнии Красоты, — да, да, да! Я сказал»[8].

Неискушённому читателю трудно понять, о чём идёт речь в этих двух фрагментах из «Живой Этики». Однако в них заключено то главное, что определяло третий виток жизни Елены Ивановны Рерих.

Мы теперь знаем, что космическая эволюция есть процесс энергетический. Обмен между различными энергиями ведёт неизбежно к повышению энергетического потенциала на каком-либо участке эволюционного коридора. Изменение уровня энергий приводит в действие механизм эволюционного движения. Переломный ХХ век оказался свидетелем такого продвижения. Последнее, согласно Великому Закону равновесия, сопровождается приближением к Земле космических энергий более высокого напряжения и вибрации. «Живая Этика» называет их энергией Огня. Прямое соприкосновение высоких и мощных энергий с более низкими может привести к разрушительным последствиям. Поэтому в цепи энергетического обмена образованы структуры, играющие роль трансформаторов. Такой трансформатор имеется и в энергетике самого человека. Это сердце, или, точнее, энергетические центры сердца. Именно оно оберегает остальные центры человека от неадекватного и разрушительного воздействия внешних энергий. Уровень накапливаемых человеком энергий прямо пропорционален уровню его духа и сознания. Совокупность энергий отдельных индивидуумов составляет общую энергетику человечества.

Сложилось так, что духовное развитие человечества ХХ века не соответствовало уровню приближающейся энергии Огня. Оно оказалось много ниже этой энергии. Необходим был трансформатор, роль которого должна была сыграть сущность с высоким духом и сознанием. Иными словами, нужен был Искупитель или Спаситель, который бы трансформировал или, как говорится в «Живой Этике», трансмутировал высокие космические энергии, необходимые человечеству для дальнейшего продвижения, в более низкие, соответствующие его энергетическому потенциалу. В ХХ веке такая роль была отведена Елене Ивановне Рерих.

Теснейшим образом связанная с «трансформаторной» цепью Космических Иерархов, она находилась в самом трудном её звене — между тяжёлым физическим миром низких энергий и миром высоких форм материи и энергий. Она как бы существовала одновременно в двух разных мирах — «верхнем» и «нижнем», напоминая собой атланта, который «держит небо на каменных плечах». Но у неё были хрупкие, подверженные болям плечи земной женщины. Учителя называли её Сотрудницей Космических сил. Это невидимое сотрудничество происходило в видимых нелёгких условиях физического мира. В этих же условиях формировалась её высшая, третьего порядка, энергетика, так называемая огненная. Её существование на Земле было мучительным, болезненным, подчас невыносимым. Вибрации космических энергий вызывали воспламенен ие её о ткрытых центров. Возникали острые, непереносимые боли в суставах, горле, сердце. «Агни Йог, — говорится в «Живой Этике», — который прошёл через огненное крещение и огненную трансмутацию, не пребывает больше в плотном теле. Ибо когда тело пропускает огненные токи, вся его сущность меняется... Все возрастающие огненные явления, устремляя дух в Высшие Миры, делают сферы земные тяжкими. Запомним, что тонкое доступно лишь тонкому, и почтим великую Матерь Агни Йоги»[9].

  • [1] Soviet Life. 1982. № 1.
  • [2] Soviet Life. 1982. № 1.
  • [3] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974. С. 133.
  • [4] На Родину вернулся только один из них, Юрий Николаевич, известный востоковед. Это произошло в 1957 г.
  • [5] Николай Рерих. Письмена. М., 1974. С. 51.
  • [6] Безграмотные рассуждения некоторых поклонников “Живой Этики”, просочившиеся даже в печать, о том, что интеллект или разум противоречат духу, не имеют под собой никаких оснований. Противоречит разуму только бездуховность.
  • [7] Беспредельность, 389.
  • [8] Мир Огненный. Ч. III, 163.
  • [9] Мир Огненный. Ч. III, 173.
  • [10] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 490.
  • [11] Беспредельность, 178.
  • [12] Мир Огненный. Ч. III, 185.
  • [13] Беспредельность, 255.
  • [14] Сердце, 210.
  • [15] Незабываемый облик: Из архива С.Н. Рериха.
  • [16] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. 1. С. 446.
  • [17] Там же. С. 158.
  • [18] Там же. С. 417.
  • [19] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 51.
  • [20] Там же. С. 189.
  • [21] Там же. С. 414.
  • [22] Там же. С. 282.
  • [23] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 25.
  • [24] Там же. С. 103.
  • [25] Там же. С. 344.
  • [26] Там же. С. 191.
  • [27] Там же. С. 100.
  • [28] Там же. С. 285.
  • [29] Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 354.
  • [30] Иерархия, 15.
 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru