Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Лазарев В.Н.
Великий художник
Ясько Г.Ю.
Явление России
Зубов Василий Павлович
Доктор искусствоведения

Гениальный художник эпохи возрождения

В своих заметках он писал: «Урегулировать Арно вверху и внизу. Всякий, кто захочет, получит сокровище с каждого участка земли». И дальше: «Прато, Пистойя и Пиза вместе с Флоренцией получат ежегодный доход в 200 тысяч дукатов, и предоставят для этой полезной цели рабочие руки и средства, точно так же и жители Лукки, ибо озеро Сесто станет судоходным». Однако его широким замыслам не суждено было сбыться: раздробленную Италию терзали непрерывные войны.

Леонардо принимал участие в достройке и усовершенствовании каналов Ломбардии. Он писал о необходимости устроить, наряду с большими судоходными, ирригационные каналы, дабы «вода, которая раньше пропадала, вновь возвращалась служить на пользу людям».

В рукописях Леонардо встречаются великолепные отрывки, посвященные стихиям природы: «Среди могучих причин земных бедствий кажется мне, что реки с опустошительными наводнениями занимают первое место. Пожары не захватывают таких обширных территорий — «бедствие постигает разные и обособленные места... Но каким языком и какими словами смогу передать я и пересказать ужасные опустошения, невероятные обвалы, неотвратимые хищения, произведённые разливом горных рек?» Леонардо кончает безнадёжными строками: «Против этих рек, вышедших из берегов, бессильна всякая человеческая защита».

Эти слова свидетельствуют об одиночестве великого итальянца. Его мысль неустанно работала над тем, как одолеть силы природы; его не слушали и не хотели слушать. Техническую осуществимость его проектов подтвердила история: века спустя инженеры часто шли по его пути, прокладывая каналы именно в тех местах, где их задумал Леонардо.

Правители, которым служил Леонардо, требовали от него прежде всего военных изобретений. В этой области он сделал многое. Но своё отношение к такого рода деятельности лучше всего охарактеризовал он сам: «Как и почему не пишу я о своём способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого я не обнародываю и не оглашаю из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств на дне морей, проламывая дно кораблей и топя их вместе с находящимися в них людьми...».

Леонардо в своём «пророчестве» о человеческой жестокости говорит о животных, которые «не знают предела своей злобы». Пища их желаний — смерть, скорбь, мучения, страх, гонение всякого живого существа. Автор призывает: «О земля, почему ты не развернёшься и не сбросишь их в глубокие трещины своих великих пропастей и недр, перестав являть небу чудовище столь жестокое и безжалостное». Как и все его язвительные, острые шутки, облечённые в форму «пророчеств», эта написана в будущем времени, но под непосредственным впечатлением настоящего — того «жестокого века», когда жил Леонардо.

Рисунок летательного аппарата
Леонардо да Винчи. Рисунок летательного аппарата

Как бы обращаясь к грядущим дням, он писал: «С горы... начнёт полёт знаменитая птица, которая наполнит мир великой о себе молвой». Это гора Лебедя, недалеко от Флоренции, откуда Леонардо хотел совершить полёт на сконструированном им приборе. Леонардо изучал строение птиц, мух, стрекоз, особенности их полёта, изучал как анатом и физиолог, как зоркий наблюдатель. И вместе с тем птица ему представлялась действующим по математическим законам инструментом.

Мечта не сбылась: в его распоряжении не было достаточно мощного мотора. Только столетия спустя люди завоевали воздушный океан.

Леонардо упорно занимался механикой движений живых существ. В «Трактате о живописи» он сравнивает силу различных мускулов, ссылается на положения книги «С тяжестях» и даёт советы художнику, как изображать борьбу Геркулеса с Антеем.

В изучении полёта Леонардо считал необходимым исходить из сопоставления движения воздуха и движения воды. И здесь его авиационные изыскания смыкаются с гидростатическими и гидродинамическими.

В гидростатике он подошёл к ряду проблем, которые получили дальнейшее развитие в трудах Галилея и Паскаля. Он правильно трактовал равновесие жидкостей в сообщающихся сосудах и предвосхитил открытие закона, известного под именем закона Паскаля.

Леонардо да Винчи. Многогранник символизирующий геометрию Вселенной
Леонардо да Винчи. Многогранник,
символизирующий геометрию Вселенной

Благодаря его трудам раздвинулись хронологические границы истории нашей планеты. Воображению великого итальянского учёного рисовались картины далёкого прошлого, когда Италия была дном моря и вершины Апеннин стояли в этом море в виде островов, когда «над равнинами Италии, где ныне летают стаями птицы, рыскали рыбы большими стадами». Геологические и палеонтологические представления Леонардо намного опередили его время.

От нашей планеты мысль Леонардо обращается к её месту во вселенной: «Земля — звезда, почти подобна Луне»; Земля не находится в центре мира, как думали в средние века; одни и те же физические законы царят на Земле и за её пределами. В этих мыслях Леонардо выражено глубочайшее убеждение нового миропонимания, не оставившего камня на камне от религиозного мировоззрения средневековья.

Прошли века, но сила его научной мысли продолжает удивлять нас своей глубиной и универсальностью. Научное наследие великого гуманиста Леонардо да Винчи принадлежит и будет принадлежать всем народам планеты, являя образец творческого синтеза ученого, художника, мыслителя.

Журнал «Огонек», № 16, 1952 г.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru