Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Ясько Г.Ю.
Явление России
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Дживелегов Алексей Карпович
Доктор искусствоведения

Леонардо да Винчи

Дело Леонардо сомкнулось с делом крупнейших его предшественников. Какое количество источников творческой работы питало его! Как окрылялась его мысль, соприкасаясь с бесконечным потоком новых веяний, которые рассеивали у него на глазах остатки средневековой темноты! Зародыши реалистического восприятия мира, которые он находил в «Божественной комедии» Данте Алигьери, и жадный интерес к человеку, которым дышал «Декамерон» Джованни Боккаччо, и тончайшие движения человеческой души, которые так неподражаемо умел подмечать в своих сонетах Франческо Петрарка, и свежие мысли Леона Баттиста Альберти, подводившие теоретическую основу под различные виды искусства, — всё это оплодотворяло искания, опыты и само искусство Леонардо да Винчи.

Будучи наиболее яркой фигурой этой блистательной эпохи, Леонардо словно взялся на развалинах сокрушённой средневековой культуры возвестить новую эру в различных областях духовной жизни. Две параллельные линии — реализм и гуманизм — определяют и то, что Леонардо получил по преемству от своих предшественников, и то, с чем он обращался к современникам, и то, что завещал потомству.

Наука Леонардо и искусство Леонардо изучают и воспроизводят мир единственным способом — реалистически. Если бы замечательные листы, хранящие его записи, раскрыли свои сокровища при его жизни, какое количество научных открытий, обессмертивших в дальнейшем других, было бы связано с его именем! К счастью, остались его картины, которые иным, живописным путём поведали последующим поколениям многое, что Леонардо связывал с высшими задачами искусства.

В науке и в искусстве Леонардо шёл одним и тем же путём: от наблюдения к опыту, от опыта к созданию общих законов. И на каждом этапе этого процесса — без малейшего отклонения от реалистических методов. Его творчество противостоит всему старому и возвещает новое. И в том, что является вкладом Леонардо в борьбу за новое, незримо присутствуют усилия многих поколений его предшественников.

Вертолет. Рисунок Леонардо да Винчи
Вертолет. Рисунок Леонардо да Винчи

Когда правитель Милана Лодовико Моро, приглашая Леонардо к себе на службу, запрашивал его, что он может сделать как военный инженер, Леонардо в ответ подробно перечислил свои военные изобретения. А под конец, словно желая поскорее покончить со всякими пушками и осадными орудиями, добавлял: «В мирное время, думаю, смогу не хуже всякого другого быть полезным в постройке общественных и частных зданий и в проведении воды из одного места в другое». Пока он писал про военную технику, мысли его тянулись к делам мирных дней. И ещё: работая над летательным аппаратом и не видя ещё конца своим опытам, он уже спешит сделать полёты в будущем безопасными для человека и пытается создать парашют. А разве его гидротехнические сооружения, его попытки механизировать процесс текстильного производства не содержат в себе стремления сделать жизнь и труд более лёгкими для человека? А сколько в его рисунках мы находим набросков, продиктованных той же любовью к человеку, добывающему тяжёлым трудом свой хлеб!

Оторвать Леонардо от эпохи Возрождения и от всего прогрессивного, что его культура несла с собою, невозможно.

Журнал «Огонек», № 16, 1952 г.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru