Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Книжник Татьяна Олеговна
Главный редактор публикаторского отдела МЦР

Храмы человечества

Слова о том, что современное человечество переживает глубочайший духовный кризис, настолько часто звучат со страниц газет и телеэкранов, что еще немного — и преподаватели стилистики будут приводить их своим студентам в качестве примеров «речевых штампов». Не означает ли это, что мы постепенно привыкаем к тому, чего никак нельзя принять, что противоречит не столько элементарным этическим нормам и человеческим законам, но законам самого бытия? К откровениям киллеров и транссексуалов на первом канале? К детям-попрошайкам, снующим из вагона в вагон, или старикам с протянутой рукой? К тому, что свобода есть вседозволенность и распущенность, а любовь всего лишь секс? Или, быть может, «счастье в нашем доме» это действительно пылесос, эпилятор или, на худой конец, простой утюг. Глядя на весь этот беспредел, испытываешь чувства самые разнообразные — шок, ощущение собственного бессилия, негодование и гадливость, но, по крайней мере, некоторое из происходящего хоть как-то можно объяснить — экономическим кризисом, выдвижением материальных ценностей на первый план или жаждой самоутверждения больного человека. Но чем оправдать то, что именно сейчас, когда измученные, исстрадавшиеся и разуверившиеся вконец люди нуждаются хоть в каком-то светлом примере, хоть в какой-то духовной поддержке, происходит самое настоящее очернительство светочей нашей русской культуры, тех, благодаря которым эта культура, собственно, и состоялась, и очернительство осознанное и целенаправленное?! Вот это уже действительно страшно. И то, что эта чудовищная волна мракобесия охватила людей, которые считают себя образованными, культурными и духовными, и вдобавок, борцами за истину, поражает вдвойне.

В этой статье вы не найдете обилия цитат из Евангелия, Живой Этики и трудов Рерихов. Эти книги говорят сами за себя и не нуждаются в комментариях. Не буду я разбирать и произведений г-на Кураева. Умный и непредубежденный читатель легко поймет, что при желании из любой фразы можно сделать любой вывод, особенно же из фразы незаконченной, — все зависит лишь от уровня вашего сознания и поставленной перед собой цели. Данный материал всего лишь попытка сказать простыми словами о простых вещах.

Да, церковь обеспокоена тем, что люди буквально толпами бросаются в объятия пророков и избранников различного калибра, увлекаются магией, спиритизмом и вступают в сомнительные движения, и это беспокойство вполне понятно. Но, пожалуй, сам факт подобного массового исхода волнует ее куда больше, чем то, что когда-то она не смогла помочь очень многим из этих людей, — теперь уже выброшенным обломкам после жестокого шторма, — с искалеченной психикой, разбитыми надеждами и сломанной жизнью. Помочь найти выход из духовного тупика, получить ответы на волнующие вопросы или просто обрести поддержку и понимание. Почему у чужеземного миссионера оказалось гораздо больше доброжелательности, нежели у прихожан родного храма, реагирующих на длину юбки, рукава рубашки и отсутствие платка на легкомысленной женской голове с чуткостью и непреклонностью, достойной самого исправного турникета в метро? Тот факт, что современным Отцам церкви удалось заручиться поддержкой власть имущих в лице недавно принятого Закона о свободе совести (читай: в лице силовой структуры) лишний раз свидетельствует об их признании собственного бессилия в роли пастырей человеческих душ. Ну что же, одним законом меньше, одним больше. Нам, россиянам XX столетия, не привыкать. Правда, не совсем ясно, как можно средствами нашего материального мира управлять сложными и неуловимыми процессами, происходящими в мире духовном. При условии (извините за дурную шутку), что многие из нас имеют весьма смутное представление как о свободе, так и о совести.

Вы никогда не обращали внимание на то, что некоторые люди с большой толикой уверенности любят порассуждать на тему о том, что угодно Богу и кто ему угоден. Есть и другая тема — куда более приятная и подстегивающая воображение, — о тех, кто Ему неугоден, и о том, что этих неугодных ожидает. Причем делается это настолько легко и естественно, что можно подумать, будто речь идет о друге, которому нужно выбрать подарок ко дню рождения, или о строгом начальнике, вызывающем трепет, подобострастие и чувство страха за свою карьеру одновременно. Словом, о существе, которого вы прекрасно знаете, и чьи действия вполне предсказуемы. Тем не менее, многие на этом не останавливаются и берут на себя смелость принимать решения от Его имени, чего бы никогда себе не позволили в случае с вышеупомянутым грозным шефом. Но что самое непонятное — это то, как может одна божья тварь лишить тварь другую права общения со своим Творцом?!! Как, каким образом это реально можно осуществить? Запретить молиться и благодарить своего Создателя или, напротив, просить у него силы и поддержки в тяжелые минуты? Поставить у врат рая стражу с автоматами? Расчленить бессмертную душу, достать оттуда трепещущую искру жизни и... что? Лично я не знаю. Да, в нашем мире одни люди могут запретить другим людям появляться в их храме, но как тогда быть с остальной землей, которая точно так же принадлежит Богу?

  • * С материалами одной из состоявшихся недавно дискуссии дьякона с представителями рериховской общественности г. Новокузнецка можно познакомиться в газете "Свет утренней звезды" № 2 от 14 января 1998 года, издающейся в г. Новокузнецке. (Ред.)
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru