Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Тютюгина Н.В.
Рерих и Нестеров
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Шапошникова Людмила Васильевна
директор Музея имени Н.К.Рериха,
вице-президент МЦР, кандидат исторических наук

О докладе Д.Энтина

Когда Даниэл Энтин, директор Нью-Йоркского музея Николая Рериха, подошел ко мне в перерыве второго дня и сказал, что у него иная точка зрения, чем у выступавших, я восприняла это как должное. Если иная точка зрения, пожалуйста, выносите ее на обсуждение. Так и договорились.

Однако прослушав доклад, я поняла, что в нем содержится не только иная точка зрения, но и неправильные определения и, более того, неверные и искаженные факты. И я сочла поэтому для себя необходимым сказать об этом. Моя просьба к господину Энтину присутствовать, в связи с этим, на круглом столе, осталась без ответа. Мне пришлось выступать без него.

Поскольку вопросы, поднятые в докладе, являются очень важными для понимания принципиальных моментов темы самой Конференции, было решено опубликовать доклад вместе с возражениями на него.

Вне всякого сомнения, доклад представляет немалый интерес и прежде всего потому, что ставит вопрос об общности религий, национальностей и единстве Духа человечества, который, и докладчик здесь глубоко прав, не имеет ни национальности, ни границ. Дух делает нас свободными и открытыми для других. В разных религиях для нас звучит одна и та же Истина. Слова докладчика "Дух есть свободная, ничем не скованная, живая часть Вселенной" - не вызывают никакого сомнения. Интересен и поучителен также опыт докладчика, нью-йоркского жителя, полученный им в общении с представителями разных конфессий, разных национальностей. Не вызывает возражений и ряд других мыслей докладчика. Однако в рассуждениях и размышлениях господина Даниэла Энтина есть моменты, которые требуют разъяснений. Не думаю, что ошибусь, если скажу, что эти его размышления навеяны темой нашей Конференции, в центре которой стоит Духовный образ России. Видимо, это определение и вызвало некий дискомфорт в душе докладчика и он попытался в этом разобраться. "Что такое духовность, на самом деле? - спрашивает он. - Что такое Русская духовность? И как Русская духовность отличается от духовности других стран? Кто представляет русскую духовность: этнические русские? Граждане России? Не сомневаюсь, что некоторые из участников этой Конференции живут в России, но не являются русскими по национальности - какова их духовность: русская, или какая-то другая, или они вообще лишены духовности?"

Известно, что правильная постановка вопроса - это 75% ответа. И хотя сам вопрос был сформулирован нечетко, он не потерял своей принципиальной важности. Давайте попробуем разобраться во всем этом на основе концепции Живой Этики. Последняя четко отделяет дух от духовности. Случайно ли это? Думаю, нет. Попробуем выстроить такой ряд - Дух, духовность, духовный образ. Это те термины, которые употреблялись на нашей Конференции. Что есть Дух? Живая Этика отвечает на это определенно. Дух есть энергия, сила Природы. В каждом человеке содержится зерно Духа, которое является энергетической основой всех процессов, происходящих во внутренней структуре этого человека. Да, докладчик прав. Именно этот Дух не имеет ни границ, ни национальности. Духовность же это то, что формируется в пространстве Духа и носит уже индивидуальный характер. Моя духовность, твоя духовность, их духовность. Именно в пространстве духовности идет процесс самоорганизации духа в культуру. Культура же всегда национальна и конкретна. Послушаем, что на этот счет говорит Живая Этика. "Даже на Земле можно видеть огромное разнообразие степеней духовности"[1]. И еще: "Разные народы принесут свое претворение начал духовности"[2]. И как бы хотелось или не хотелось господину Энтину, есть русская духовность, есть российская духовность, американская, французская и т.д. и т.п. И ее сердцевиной является национальная культура. Кстати, именно национальная культура каждого народа есть канал, через который идет понимание другого народа. И когда мы говорим "национальная культура", "национальная духовность", мы от этого не становимся националистами. Только уважая свою национальную культуру, мы можем уважать и ценить культуру другого народа. Если мы не гордимся своей культурой, мы легко можем унизить другую.

Позвольте мне также усомниться в утверждении докладчика, что Елена Ивановна Рерих якобы считала, что "идея национальной духовности - идея антиэволюционная, противоречащая самой сути Агни-Йоги". К сожалению, господин Энтин не привел точных слов нашей великой соотечественницы, а лишь пересказал их. Возможно, он неправильно их понял. Может быть, Елена Ивановна сказала "дух", а не "духовность". В докладе, к сожалению, то и другое смешивается.

И, наконец, третий момент - "Духовный образ", который вызвал у нашего друга Энтина беспокойство.

Духовный образ любой страны, хотим мы этого или не хотим, складывается в течение веков в культурно-историческом пространстве этой страны. Именно Рерихи в своем творчестве, и Николай Константинович, и Елена Ивановна, определили довольно четко Духовный образ России. Во время Конференции многие докладчики обращались именно к этому обстоятельству. Поэтому я не буду подробно на нем останавливаться. Полагаю, что на Конференции этот Духовный образ России получил всестороннее освещение. Если господин Энтин на следующей нашей Конференции, на которой мы будем опять рады его видеть, расскажет нам о Духовном образе Америки, мы с благодарностью его выслушаем.

  • [1] Аум, 133.
  • [2] Сердце, 21.
  • [3] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 224.
  • [4] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. II, стр. 98.
  • [5] Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М., 1974, стр. 245.
  • [6] Н.К.Рерих. Избранное. М., 1979, стр. 304.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru