Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Шапошникова Людмила Васильевна
директор Музея имени Н.К.Рериха,
вице-президент МЦР, кандидат исторических наук

О докладе Д.Энтина

Вот эта "чаша неотпитая" и была для Н.К.Рериха духовным образом России, а не какой-либо иной страны.

Полагаю и очень надеюсь, что приведенные фрагменты помогут господину Энтину разобраться в тех вопросах, которые он сам поставил перед Конференцией и на которые я частично дала ответ в своем выступлении на круглом столе в последний день Конференции.

Есть еще один момент в докладе нашего друга из Америки, на который следовало бы обратить внимание. Характеризуя особенности духа господин Энтин сказал следующее: "Давайте откажемся принимать ярлыки, которые другие хотят на нас навесить, и ящики, в которые нас хотят посадить. Если вы сами определяете себя по какому-то признаку или позволяете другим это делать, - будь то пол, национальность, гражданство, цвет кожи, раса или религия, - вы изгоняете из своего сердца всю красоту, все те культурные и духовные богатства, которых так много во всем мире, - только потому, что они не соответствуют ярлыкам на ящичках, в которые вы сами добровольно забрались". Фраза эта вызвала у меня недоумение. Возможно, она была не совсем четко сформулирована. Но все же, все же... Я не могу понять, как может быть ярлыком или "ящиком" пол, который несет в своей энергетике Великий Закон Космоса о двух Началах - мужском и женском - дополняющих друг друга и к гармоничному взаимодействию которых мы всегда стремимся. Если мы отринем этот "ярлык", не знаю только как это можно сделать в нашем плотном и дифференцированном мире, то потеряем, действительно, всю красоту и всю духовность взаимодействия между мужчиной и женщиной. Разве это не так? А с этим лишимся и нитей, которые связывают нас с творчеством Космоса, заключенного в этих Началах. Или, например, национальность, которая складывается в определенном пространстве на основе множества племен, народностей и наций, прошедших через это пространство и обживавших его. В каждом из нас течет кровь далеких и близких предков, зерно духа каждого из нас несет в себе непередаваемое богатство культурных накоплений. Если я откажусь от своей национальности, от своей национальной культуры, сведя это к "ярлыку", смогу ли я понять и прикоснуться к мировым духовным и культурным накоплениям? Думаю, что нет. То же самое можно сказать и о религии. В ней нашла отражение конкретная духовность каждого народа, в его историческом развитии. Можно отрешать и не принимать религиозную ограниченность, сектантство, тоталитаризм церкви, давно ставшую сугубо земным учреждением. Но религия каждого народа уходит своими корнями в те духовные Учения, которые были принесены Великими Учителями. Может быть, мы повесим ярлыки и на них? Полагаю, что те, кто знает Живую Этику и следует ей, не допустят этого.

Я далека от мысли, что господин Энтин не причастен к Живой Этике. И поэтому хочу показать, как опасны неточности и вольная трактовка Учения. Как неприемлемо забегание вперед и отрыв от исторической действительности конкретного времени и пространства, вне зависимости под какими лозунгами это делается. Именно Россия, и никакая иная страна, прошла через опыт такого отрыва и ей есть чем поделиться с остальными царствами-государствами.

  • [1] Аум, 133.
  • [2] Сердце, 21.
  • [3] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 224.
  • [4] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. II, стр. 98.
  • [5] Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М., 1974, стр. 245.
  • [6] Н.К.Рерих. Избранное. М., 1979, стр. 304.
 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru