Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Ключников С.Ю.
Президент Центра "Беловодье",
психолог, исследователь рериховского наследия,
старший научный сотрудник Института Мировой Литературы

Рериховский взгляд на Россию и русского человека в настоящем и будущем

Итак, как относиться к сегодняшней России? Любой честный человек с позиции элементарной совести и логики должен сделать вывод, что Россия находится в глубочайшем кризисе. Верить чьим-то уверениям, будто бы вот-вот еще два шага и мы, наконец, придем к цивилизованному рынку и демократии — значит проявлять величайшую наивность. Чтобы двигаться дальше, надо провести точнейший анализ настоящего. За годы перестройки и реформ страна понесла экономический ущерб гораздо больший, нежели Америка за годы Великой Депрессии, и даже больший, чем мы после пяти лет Второй Мировой войны. Мы потеряли треть нашей территории и 25 миллионов соотечественников, оставшихся людьми второго сорта в отделившихся республиках. Мы утратили цвет нашей науки, разорив наукоемкие производства и позволив уехать сотням тысяч лучших ученых. Мы вышли на первое место в мире по нестабильности, преступности, коррупции. Мы теряем ежемесячно несколько миллиардов долларов, вывозимых за рубеж. Мы достигли такого катастрофического уровня жизни, когда смертность значительно превышает рождаемость. Мы разлагаем нашу молодежь, позволяя делать из нее американизированных имбецилов и преступников.

Можно, конечно, привести противоположные доводы, сказать, что все происходящее есть "цена свободы" (выражение Константина Борового) и что, не разрушив старое, нельзя двигаться дальше. Но если руководствоваться положениями Учения, говорящего нам: "Не разрушайте старый храм, если не можете немедленно построить новый!" — то мы сразу же увидим лукавство этой логики. В самом деле, для того, чтобы разрешить поставить

в каждом городе несколько сот или даже тысяч коммерческих палаток, не нужно было вчистую разрушать нашу экономику. Если внимательно присмотреться к происходящему, то можно увидеть, что деградация жизни происходит вовсе не стихийно, но вполне сознательно. Для этого надо следить за происходящим с открытым сознанием.

Честный и беспощадный взгляд на происходящее должен привести нас к следующим малоприятным выводам:

— современная Россия пала, она пока явно не справляется с высокими пророчествами о ее миссии, она оказалась жертвой проходимцев и бесов, которых сама же призвала, которым поверила, аплодировала, за которых голосовала;

— на сегодняшний момент, по крайней мере в видимом спектре своего исторического бытия она все больше превращается не в Державу Света, а в Державу тьмы. И нас не должны обманывать подобные конференции — прекрасные встречи, где хорошо говорится о духовном. Это капля света в море зла, безверия, отрицательных эмоций, национальной агрессии и национальной депрессии;

— произошла мутация русского человека и русского духа, во многом утратившего пассионарную силу сопротивления злу;

— Россия пала добровольно, она добровольно выбрала зло (я имею в виду даже не голосования в 1991, 1993, 1995 и 1996 годах, а сущностный выбор, который мы сделали, пойдя за силами зла, превратившись в страну комков, челноков, массовой культуры, в страну, чья история завершается не воскресением духа, не трагедией, а фарсом, где вместо Сергия Радонежского и Пушкина на алтарь общественного внимания вознесены растленные кумиры толпы, преступники и дешевые атрибуты массовой культуры типа "сникерсов" и "марсов"). Стоило ли проливать моря крови и выдерживать такие испытания, чтобы вместо преображения, или хотя бы трагедии, завершить свои историю пошлым фарсом?

Только признав, что мы пока проигрываем тьме, и осознав нашу личную ответственность за происходящее, можно тонко и рассчетливо (в хорошем смысле этого слова) двигаться к Свету. Тогда мы можем увидеть, что в происходящем поверх земной логики есть логика космическая, смысл которой:

— в обучении через страдания;

— в развязывании узлов национальной кармы;

— в космическом отборе, который всех нас ждет впереди и который уже происходит. Учение говорит: "События сложатся неожиданно". Значит, мы должны быть готовы к

любому сценарию событий и при любой развязке сохранять верность идеям Света, хранить образ России как Державы Света. Речь идет не о количестве, но о духе, который должен подчинять себе любую политику.

Говорухин поставил фильм: "Какую Россию мы потеряли?" А какую Россию мы, последователи Рериха, хотим найти и построить? Каков рериховский взгляд на будущую Россию?

Если вчитаться в тексты Н.К. и Е.И.Рерихов, то можно найти несколько вариантов будущего развития нашей страны:

а) расцвет России (идеальный, но маловероятный сценарий, судя по сегодняшнему состоянию дел, но все же надо сделать все, чтобы он свершился);

б) гибель России (вполне вероятный сценарий, если мы так и не пробудимся духовно, не скажем тьме "нет!" и не выберем Свет как Путеводную звезду жизни, ее цель и компас);

в) крупные потрясения, частичная гибель и возрождение страны в новом виде, когда Россия станет Новой Россией (лично я считаю это наиболее реальным вариантом и сценарием развития, хотя надо сделать все, чтобы уменьшить количество разрушений).

Что надо сделать, чтобы избежать второго гибельного сценария, приблизить первый и не погибнуть под обломками разрушений в третьем сценарии? Какую Россию надо строить согласно заветам Рерихов?

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru