Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Ключников С.Ю.
Президент Центра "Беловодье",
психолог, исследователь рериховского наследия,
старший научный сотрудник Института Мировой Литературы

Рериховский взгляд на Россию и русского человека в настоящем и будущем

Такова вкратце, если так можно выразиться, Рериховская метафизика России, ее идеальный небесный образ, эйдос, который необходимо представлять хотя бы в общих чертах. В конце концов не зря же Владимир Соловьев говорил: "Важно не то, что думает о себе народ во времени, но то, что думает о нем Бог в Вечности".

А какова рериховская метафизика русского человека как духовно-психологческого типа и представителя великого Ивана Стотысячного в своем высшем идеальном замысле?

Об этом напрямую у Рерихов сказано меньше, но, тем не менее, из различных намеков можно сложить общую картину.

Само понятие "русский" Рерихи рассматривали прежде всего как духовную категорию и не связывали ее с аспектом узкого национализма и с фактором крови. Кто любит Россию и готов ей послужить, тот уже является русским. Подчеркиваю: "истинно русский" в рериховском понимании не национальность, но состояние духа. Идеальный русский человек, как проявление божественного замысла — это прежде всего наследник духа Сергия Радонежского, Сергия — Строителя нашего национального характера и государственности. Так же как Сергий строил дух Руси, так и русский человек в идеале должен помогать ему в этой благородной миссии. Идеальный русский человек — настоящий патриот своей страны, на вопрос — что делать? — однозначно и словами, и внутренними духовно-психологическими реакциями и поступками отвечающий вслед за Сергием — помогать земле русской! Идеальный русский человек — существо очень привязанное к своей земле, почве и черпающее из нее подобно Антею свою силу и готовое скорее умереть, чем отдать эту землю врагу. Здесь мистер Даниэл Энтин справедливо говорил о недопустимости узкого национализма, но только это не имеет никакого отношения к Рерихам, которые говорили о патриотизме. А сущность патриотизма — не общность крови, но общность почвы, земли, территории, истории и судьбы народа.

Однако в рериховском понимании русский человек — это не только патриот. Идеальный русский человек по своей духовной миссии шире своего исконного, пусть и необъятного, занимающего шестую часть света пространства. Он по своим устремлениям общечеловечен и к нему очень применимы слова Христа: идите во все земли и научите все народы. Влияние русской культуры присутствует во всем мире. Вспомним, с каким восторгом Рерих писал о русской эмиграции, принесшей весть о достижениях нашего национального духа и культуры всему миру. Но помимо данного качества русский человек — это еще и космическое существо, которому, по словам Николая Константиновича, заповеданы неизведанные пространства и энергии, суждены новые миры и пути в иные измерения. Идеальный русский человек — это существо эволюционное, подвижное, готовое учиться, восприимчивое к новому, умеющее отказаться от старых предрассудков, непривязанное к материи.

Идеальный русский человек — это существо с живым любящим сердцем и пробужденной совестью, способный на практике осуществить законы братства.

Однако Рерихи вовсе не идеализировали ни реальную историческую Россию, ни реального исторического русского человека и не отождествляли их с божественными небесно-космическими архетипами и образцами, до которых еще очень и очень далеко и к которым можно только приближаться.

Рериховский взгляд на реальную историю России очень трезв. Прежде всего нужно сказать о том, как Рерихи понимали "смысл истории" — выражение, любимое Бердяевым, в свою очередь любимого и почитаемого Рерихами. Существует несколько концепций смысла исторического процесса:

а) история движется по кругу (понимание, свойственное античному взгляду на мир);

б) история есть деградация, падение из райского состояния в пучину греха и разложения (взгляд так называемый авраамических мировых религий — иудаизма, ислама, но прежде всего христианства);

в) история есть прогресс, линейное механическое восхождение от менее комфортных внешних форм жизни к более комфортным (доктрина либерально-материалистческого толка, наиболее распространенная в современной западной цивилизации и активно навязываемая России в наши дни);

г) история есть сложное циклическое движение по спирали, смысл которого в эволюции и совершенствовании внутренней духовной сущности человека (доктрина Рерихов и Агни Йоги).

Рерихи считали, что реальная история России есть сложный путь постепенного постижения истины и обучения через страдания. Этот нелегкий путь с их точки зрения наиболее эффективен и потому они твердо были уверены, что Россия "выучит свои уроки быстрее других". Они рассматривали реальную историю России как, с одной стороны, высокую, славную, величественную, много давшую остальному человечеству и миру, и с другой стороны, как жестокую, многотрудную, далекую от совершенства, трагическую, ибо не может высокая идея воплощаться в мире форм, да еще и в его ужасном современном состоянии, без трагедии. Отсюда, кстати, рождается и необходимость революций, вскрывающих гнойник накопившейся кармы. Рерихи считали, что есть опасность срыва русской истории в пропасть, если потенциал Ивана Стотысячного не пробудится к сроку, но вместе с тем считали, что эта история вовсе не безнадежна в духовном смысле, в отличии от западной истории.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru