Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Зорин С.М.
Директор Оптического театра МЦР

Левша в конце Кали-Юги

Н.К.Рерих в "Сердце Азии" соединил воедино имена двух известных физиков: "Относительность Эйнштейна и музыка сфер Теремина (так в 20-е годы многие писали фамилию Термена, т.к. по-французски она пишется как Theremin. - С.З.) принимаются на Востоке совершенно положительно, - древние ведические и буддийские традиции подтверждают это"[1].

Как из рога изобилия продолжал дарить Термен изобретения миру и своей России. В 1926 г. он демонстрирует в Ленинградском политехническом институте снова впервые в мире действующую телевизионную систему. Успех небывалый. Рерихи, которые в этом же году побывали с известной миссией в России, с интересом вникают во все сообщения прессы. В книге "Алтай-Гималаи" Н.К.Рерих снова обращается к работам Термена: "Иоффе пишет об открытии Термена: "Мы видели на экране движение человеческой руки, происходившее в те же моменты времени за стеною в соседней комнате". Наконец-то начинают обращаться к реальному изучению всех энергий"[2].

Нужно отметить, что о значении новых средств передачи и хранения информации в одном из последних писем говорила и Е.И.Рерих: "Беседуйте с учениками о тех великих переменах, которые произойдут в сознании людей, когда приоткроется завеса, отделяющая нас от Мира Надземного, когда люди смогут получить доказательство наглядное о надземной жизни, путем телевизии и рекордов звуковых"[3].

Термен успел в 20-30 годы еще много сделать: микроскоп времени, терпситон, ритмикон, устройство для передачи тактильной информации с помощью электро-магнитных волн -"Телеточ", принцип передачи информации через гравитационное поле, работал над проблемой долголетия. Все это - задел на XXI век. В 1938 г. правящие страной лемуры наградили всемирно известного (в те годы) ученого "путевкой" в Магадан. Долбя мерзлую землю и скитаясь позднее по тюремным шарашкам, Термен встретил там "врагов народа" - А.Н.Туполева, С.П.Королева и других, с которыми и за колючей проволокой занимался новыми разработками, думая о могуществе России. Но, глядя на его долгую жизнь после 1938 г. (Л.С.Термен умер в 1993 г.), понимаешь, что именно тогда, более полувека назад, Термен был отправлен на духовную казнь и безвестие.

Александр Игнатьевич Шаргей (псевдоним — Юрий Васильевич Кондратюк)
Александр Игнатьевич Шаргей
(Юрий Васильевич Кондратюк)

Еще более трагична судьба другого изобретателя - Юрия Кондратюка (в действительности Александра Шаргея). Вынужденный при большевиках скрывать свое истинное имя, он за 44 года своей скитальческой жизни сумел все же сделать заметный вклад в развитие отечественной и мировой науки. Еще девятнадцатилетним юношей, перед уходом на фронт первой мировой войны, он пишет рукопись будущей книги "О межпланетных сообщениях", в которой независимо от Циолковского выводит формулу движения многоступенчатой ракеты и пророчески описывает все этапы полета на Луну. Позднее он сделал полный расчет траектории полета к спутнице Земли, а также определил, что лунный модульный корабль должен иметь орбитальную и посадочную ступень. Спустя почти полвека американские специалисты остановили свой выбор на схеме, предложенной Шаргеем-Кондратюком, и успешно осуществили полет на Луну. Они выразили свою благодарность русскому гению, поставив ему памятник, в то время как в своей стране вряд ли кто сегодня помнит о нем. А ведь кроме космических проектов он успел разработать и множество земных, только воплотить их в жизнь ему не дали. Он был автором самой мощной в мире Крымской ветроэлектростанции (Крым ВЭС). Ее даже начали строить на вершине горы Ай-Петри при поддержке С.Орджоникидзе, но после смерти последнего в 1937 г. Кондратюка обвинили в гигантомании и чуть ли не во вредительстве. Размах гения пугал посредственностей, не верящих, что такую высокую башню можно построить из бетона. И все-таки через 20 лет после его гибели (в первые месяцы второй мировой войны) была построена останкинская телевышка, которая стоит уже 35 лет и в основе реализации проекта которой лежат идеи Кондратюка.

Нет смысла перечислять все разработки этого технического гения и скромнейшего человека. Он мечтал только об одном - работать, успеть реализовать свои замыслы во благо народа. Коммунистический лозунг новой власти "от каждого по способностям, каждому по потребностям" на деле оказался пустым звуком. Потребности у творческих, жаждущих работать людей, как правило, невелики. Брать они не умеют, они жаждут отдавать. Нет для них пытки и наказания страшнее, чем невозможность творить, выдумывать, воплощать. Для тоталитарного режима энергия и инициатива таких людей страшнее любого оружия. Поэтому самые активные и благородные преследовались и уничтожались духовно и физически.

  • [1] Рерих Н.К. Сердце Азии.
  • [2] Рерих Н.К. Алтай-Гималаи.
  • [3] Рерих Е.И. Письма. 1932-1955. Новосибирск. 1993.
  • [4] Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. Новосибирск. 1994.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru