Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Гиндилис Лев Миронович
Кандидат физико-математических наук, академик
Российской Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского

Планетные системы других солнц

«Пробуждаясь, помните о дальних мирах, отходя ко сну, помните о дальних мирах».
Община, §29
«Новая Наука Нового Мира даст это знание людям, наука, не отрицающая действительность сущего и космические пути человечества. К звездам далеким, к дальним мирам устремит она человека и к познанию тайны далеких миров и тайны пространства. Открыто всё, доступно всё, победный свой бег наука устремляет к познанию всего, что вокруг».
Г.А.Й. 1, 1960 г., 7 мая

В книгах «Живой Этики» неоднократно упоминается о Дальних Мирах, под которыми (в отличие от ближних миров — глобусов земной планетной цепи) подразумеваются планеты Солнечной системы и планеты других звезд. Живая Этика утверждает, что у звезд имеются свои планетные системы, населенные самыми разнообразными формами жизни. А что думает по этому поводу наука? Не будем говорить о жизни на планетах, для науки это очень сложный вопрос. Посмотрим, что известно о планетных системах. Согласно Живой Этике, в нашей Солнечной системе имеется 49 планет (ровно столько, сколько центров у человека). Из них науке известны только девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Это те планеты, которые в настоящее время эволюционируют на физическом плане. Вообще, поскольку наука пока изучает только физический план Бытия, всё, о чем будет говориться дальше, также относится к физическому плану.

1. От Коперника до наших дней

Хорошо известно, что до Коперника в европейской науке господствовала геоцентрическая система мира, согласно которой в центре Мироздания находится Земля, а вокруг нее обращаются Солнце, Луна, планеты и сфера так называемых неподвижных звезд. Такие представления не давали никаких оснований говорить о планетах других звезд, тем более, что ни природа звезд, ни природа планет не были известны; и те, и другие считались светилами, планеты отличались от звезд только тем, что меняли свое положение на небе, отсюда и их название — планеты, что по гречески означает блуждающие, или странники.

Коперник доказал, что планеты вращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца, но главное — и сама Земля, вместе с другими планетами, вращается вокруг Солнца. На смену геоцентрической системе мира пришла гелиоцентрическая. Справедливости ради надо отметить, что подобные взгляды отстаивал еще Аристарх Самосский, живший около 310-230 года до н.э., недаром Ф.Энгельс назвал его Коперником древнего мира. Однако в то время им не суждено было утвердиться. Обвиненный в ереси, Аристарх вынужден был бежать из Афин. (О Пифагорейской системе с ее Центральным Огнем мы здесь говорить не будем, ибо она имеет более глубокие корни и, по-видимому, выходит за пределы физического плана.)

Гелиоцентрическая система Коперника открывала путь к пониманию истинной природы планет, но она все еще оставалась ограниченной, ибо, поместив Солнце в центр Мира, по-прежнему замыкала его сферой неподвижных звезд. Дальнейший революционный шаг был сделан Джордано Бруно. Он создал поразительную картину Мироздания, на несколько веков опередившую развитие наблюдательной астрономии. Бруно учил, что небо не ограничено никакими сферами, это единое, безмерное, бесконечное пространство, которое содержит в себе всё: звезды и созвездия, солнца и земли. В противоположность Аристотелю он утверждал единство, общность элементов, составляющих Землю и другие небесные тела. Он разделял все небесные тела на самосветящиеся — звезды (солнца) и несамосветящиеся (планеты), которые светят, отражая солнечный свет. Исходя из этой картины Мироздания, Бруно учил, что во Вселенной имеются бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружат вокруг своих солнц, подобно тому, как наша Земля кружится вокруг нашего Солнца. Тем самым Земля была сведена до уровня рядовой планеты, а Солнце — до уровня рядовой звезды; Вселенная, безгранично расширившись, лишилась единого центра, ибо в Бесконечной Вселенной ни одна точка не может быть выделенной. Более того, Бруно утверждал, что на этих бесчисленных мирах в бесконечной Вселенной обитают живые разумные существа. Нелепо полагать, считал он, что не существует других разумных живых существ и другого вида мышления, кроме известного нам на Земле. Вселенную Бруно представлял как некий Сверхорганизм, неразрывно связанный с человечествами, обитающими на ее мирах.

Конечно, в своих смелых идеях Бруно опирался на великих предшественников: и Николая Кузанского, учеником которого почитал себя, и на более древних мыслителей. Среди них Ориген (III в. н.э.), учивший о множественности вселенных, последовательно возникающих, умирающих и возрождающихся вновь в бесконечном периодическом процессе, и о множественности миров в каждой такой вселенной. Еще раньше о множественности миров (в том числе обитаемых миров) учили греческие философы Анаксимандр, Анаксагор, Эпикур, Плутарх и др. Наконец, важное свидетельство мы находим у Н.К.Рериха: «Из Священных Писаний мы знаем Учение Благословенного об обитателях далеких звезд».[1]

  • [1] Рерих Н.К. Шамбала Сияющая. «Угунс». Рига: Латвийское общество Рериха, январь 1990. С. 42.
  • [2] Циолковский К.Э. Причина Космоса. Калуга, 1925. С. 14.
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru