Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

ХХ век. У порога Нового Мира

Преображение Христа несло в себе глубочайший смысл, связанный с важнейшими проявлениями космической эволюции человечества. Это был прорыв в иную действительность, который до сих пор не оценен по своему высокому значению ни христианскими богословами, ни светской философией. Христос на горе Фавор показал возможность преображения в физических условиях нашего плотного мира. Преображение Великого Учителя с помощью Высшей энергии было апогеем той Духовной революции, которая началась в Палестине 2 тысячи лет назад.

Космическая эволюция идет путями человеческого духа. И метод живых примеров есть один из важнейших в ее пространстве. В нашем мире явления эволюции всегда персонифицированы. Слова Христа «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» были подтверждены преображающим Светом на горе Фавор. Без Преображения Христа не могла бы состояться и Духовная революция ХХ века, одним из главных концептуальных положений которой стало учение о Новом Мире и Новом человеке. Фаворский Свет осветил дальнейший путь человечества на протяжении последующих двух тысяч лет. И не удивительно, что именно в период начавшейся русской Духовной революции философы Серебряного века стали более глубоко и точно осмысливать Христа, но не того, церковного, а того, кто «есмь Путь и Истина».

«Даже в малой степени старайтесь уподобиться Ему»[13] — «Откровения о Христе, — писал Бердяев, — дает ключ к раскрытию тайны человеческого сознания».[14]

Христос был не только Великим духовным Учителем, но и первым Богочеловеком. В его лице Бог стал человеком, чтобы человеку стать Богом. Богочеловек Христос, Сын Божий и человеческий, был тем Новым человеком, смысл которого был осознан только в пространстве русской Духовной революции ХХ века. Владимир Соловьев был первым, который отвергнув позитивистские европейские идеи о человеке, заговорил о Богочеловеке, теурге — сотруднике Высших Сил, как Новом грядущем человеке. Новый человек — Богочеловек, теург, сверхчеловек, Архат, Агни-йог, человек 6-ой расы нового энергетического вида. Названия были разными, но суть была одной и той же. Речь шла о человеке расширенного сознания, достигшего через огненное преображение высот эволюционного восхождения и получившего возможность стать продолжателем творчества Высшего иномирного начала.

«О Богочеловеке, — сказано в Живой Этике, — так много говорят, стремясь к обоготворению. Сколько есть памятных записей, указующих на Образы, устремленные к высшим мирам. Но как тускло представлены они в сознании людском! Богочеловек только ушедший в иные миры! Но мы, Братья человечества, ищем и утверждаем Богочеловека на Земле. Все Образы мы чтим, но особенно тот великий образ Богочеловека, который несет в сердце полную «чашу», готовый к полету, но несущий на Земле всю «чашу». <...> Богочеловек — творец Огненный! Богочеловек — носитель огненного знака Новой Расы. Богочеловек творит всеми огнями. Так включите в рекорды о Богочеловеке: Архат, Агни-Йог, Тара, так внесем».[15]

Среди тех, кто вершил Духовную революцию, среди ее поэтов, философов, художников, музыкантов уже были те, которые творили нового человека и, прежде всего, в самих себе.

Жертвенно пройдя земной путь, они оставили после себя бесценное наследие, до сих пор еще, к сожалению, не оцененное и не осмысленное по его достоинству. Не ошибусь, если назову в этом ряду имена Владимира Соловьева, Микалоюса Чюрлениса, Александра Скрябина, Николая Рериха и его супругу Елену Рерих. Это те, на которых собственно и держалась русская Духовная революция. Владимир Соловьев, гениальный философ и поэт, сам олицетворял собою ту самую связь с Высшим, без которого не мог сложиться ни Новый человек, ни совершиться прорыв в иную действительность Нового мира.

Микалоюс Чюрленис, композитор и художник, совершил в своем творчестве взлет от Красоты символической к той Новой Красоте, которую мы можем назвать реальной.

Александр Скрябин, композитор, философ, поэт, стремился, найти реальные выходы в пространство всечеловеческого преображения.

Николай и Елена Рерихи, став в земной реальности сотрудниками Высшего, принесли нам философию Живой Этики, в которой грядущему Новому человеку и Новому миру было отведено доминирующее место в системе эволюционных процессов. Эти два человека представляли собой творческий гармоничный союз, имевший космическое значение. Один — художник, другая — выдающийся мыслитель, они несли в себе эволюционный, духовный и художественный опыт редчайшего и уникального качества, без которого в ХХ веке многого бы не состоялось. Елена Ивановна, под руководством Космических Иерархов, прошла то огненное преображение, без энергетики которого, не смог бы возникнуть одухотворенный и утонченный Новый человек. Она персонифицировала в себе это преображение, пройдя в ХХ веке мучительный и жертвенный путь во имя будущего. Сотрудница Сил Космических она несла в себе весть о наступающем Новом мире и грядущем преображении человека.

  • [1] Мир Огненный, III, 350.
  • [2] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. Т. II. С. 414.
  • [3] Мир Огненный, I, 157.
  • [4] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. Т. II. С. 418.
  • [5] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М. 1994. С. 297.
  • [6] Редьярд Киплинг. Мохнатый шмель. М. 1999. С. 266.
  • [7] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. 1994. С. 144.
  • [8] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М. 1994. С. 160.
  • [9] Мир Огненный, III, 183.
  • [10] Надземное, 590
  • [11] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М. 1994. С. 217
  • [12] Евангелие от Матфея, 17:2.
  • [13] Зов. 25.07.22.
  • [14] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. Т. I. С. 81.
  • [15] Иерархия, 14.
  • [16] Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. СПБ. 1996. С. 168.
  • [17] Там же. С. 289.
  • [18] Там же. С. 262.
  • [19] Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. СПБ. 1996. С. 81.
  • [20] Там же. С. 82.
  • [21] Там же. С. 83.
  • [22] Там же. С. 45.
  • [23] Там же. С. 28.
  • [24] Там же. С. 8
  • [25] Там же. С. 71.
  • [26] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994.
  • [27] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М. 1994. Т.I. С. 149-150.
  • [28] Там же.
  • [29] Община
  • [30] Беспредельность, 25.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru