Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

Запись интервью со Святославом Николаевичем Рерихом

А.К.: Ещё такой вопрос. Как Вы считаете, в наш космический, атомный век понятие Родины, оно изменяется, расширяется? Не принимает ли оно более космический, более глобальный характер?

С.Н.: Видите ли, так и должно быть. Мы должны всячески расширять наше знание. Идея Космоса, идея Вечности, идея Беспредельности — это те понятия, к которым мы, в конце концов, должны стремиться. И хотя Вечность, как таковая, не постижима, но всё-таки мы можем продвигаться в этом направлении. То же самое во всём, что касается различных аспектов Бесконечности. Мы приняли эти понятия как необходимые и ведущие. Будем поэтому расширять нашу жизнь, наши мысли, наше отношение ко всему через познание. Это приведёт нас ближе к пониманию Бесконечности, это приведёт нас к пониманию Вечности. И хотя мы никогда не сможем это осязать, но всё же мы в этом живём. Мы в этом живём.

А.К.: Святослав Николаевич, как Вы относитесь к предложению Михаила Сергеевича Горбачёва, к его призыву о новом политическом мышлении?

С.Н.: Как я уже сказал, что его подход к современным условиям жизни, его подход к нашему современному мышлению — это действительно то, что нужно, то, что сейчас необходимо. Поэтому, как я сказал, мы всячески будем помогать ему в его очень сложной задаче. Это практическое осознание необходимости.

А.К.: И ещё последний вопрос. Вы художник-реалист. А как Вы относитесь к поискам художников других направлений? Таких, как, положим, абстракционизм, экспрессионизм и прочие?

С.Н.: Видите, я не следую никаким «измам». Для меня природа, вот эта реальность, которая нас окружает, всегда была ведущим началом. Она настолько прекрасна, настолько удивительна, сложна и полна всего, что мы можем себе представить, что большего и лучшего я лично не могу себе даже придумать. Поэтому все эти «измы» — это всё временные явления, я бы сказал, измышления моды. Они приходят и уходят. Это всё часть наших исканий. Пусть ищут, пусть находят какие-то новые решения, формы. Лишь бы эти формы, эти решения несли в себе какие-то зачатки прекрасного и вдохновляли людей. Когда в своё время Гогена спрашивали, что он думает об импрессионизме и других течениях в искусстве, он говорил: «Экспрессионизм, импрессионизм, какой бы то ни было «изм» — это неважно, лишь бы это было прекрасное искусство.

А.К.: Святослав Николаевич, как Вам удаётся сохранить такой дивный русский язык?

С.Н.: У меня много друзей, которые к нам приезжают и, кроме того, русский язык настолько прекрасен, настолько богат, что его нельзя ни утерять, ни ослабить его влияние, потому что он один из наиболее гибких и прекрасных человеческих выражений. Это мы видим и в литературе, и в поэзии, мы это видим во всём. Потерять что-либо прекрасное — это было бы очень, очень печальным явлением.


Корреспондент Ада Кабанова
Стенограмма радиопередачи радиостанции "Родина", 1989 г.

Диктор: В последних числах ноября из Москвы в Индию вылетел известный русский художник, мыслитель, видный общественный деятель Индии Святослав Николаевич Рерих. Около четырёх недель он находился в нашей столице, куда приезжал в связи с созданием Советского Фонда Рерихов. Незадолго до отъезда у него побывала журналистка Ада Кабанова.

А.К.: Здравствуйте, уважаемые земляки! Вместе со многими нашими телезрителями, смотрела и я по главной информационной программе «Время» встречу Михаила Сергеевича Горбачёва и Раисы Максимовны Горбачёвой со Святославом Николаевичем Рерихом и его супругой Девикой Рани Рерих. Смотрела и радовалась тому тёплому приёму, который был оказан художнику, с которым мне приходилось не раз встречаться. Особенно приятно было, когда я услышала, как глава нашего государства назвал семью Рерихов духовной опорой многих людей. И эти слова подтверждаются тем горячим интересом, какой проявляется у нас и к богатейшему творческому наследию семьи, и к личности Святослава Николаевича, последнего её представителя, каждый приезд которого на Родину становится событием культурной жизни, собирает в Москве людей из самых отдалённых мест нашей страны. Общечеловеческое, я бы даже сказала, планетарное значение идей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, объединяющее людей в стремлении нести мир через Культуру, через постижение космического смысла законов Живой Этики, вызвало в наше время, время нового мышления, настоятельную потребность в создании в Москве Советского Фонда Рерихов. Ещё летом в письме из Индии, опубликованном в газете «Советская культура», Святослав Николаевич высказал свои соображения о том, каким он представляет себе этот Центр. «Прежде всего, это должен быть живой Центр, — писал он. — Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки картин, ремёсел, детских работ, причём не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим, работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru