Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

Гордость и слава русской культуры

В самом центре Москвы, в заповедной черте Белого города, где по одну руку виднеются сверкающие купола Кремля, а по другую — возвышается громада храма Христа Спасителя, в тихом, маленьком переулке, за чугунной вязью старинных ворот стоит дом. Его архитектура, расположение, аллея, ведущая к нему, и множество других примет напоминают о том, что перед нами - мир русской усадьбы, взлелеявшей и особый, неповторимый характер пушкинской Татьяны, и целую плеяду умов, составивших славу и гордость русской культуры.

Как и у всякой московской усадьбы, сохранившейся до наших дней, у нее богатая история. Сводчатые потолки первого этажа дома — бывшего терема бояр Лопухиных, породнившихся с царем Петром I, переносят нас в семнадцатый, а парадная анфилада второго — в девятнадцатый век. Подобных архитектурных памятников во всем мире не так уж много. Но то, что привнес в его жизнь век двадцатый, делает его поистине уникальным.

12 февраля 1993 года гостеприимная усадьба стала тем местом, о котором давно мечтали многие, — Музеем, носящим имя Николая Константиновича Рериха.

Увидеть картину Рериха — это значит увидеть целый новый мир. Не занесенный ни на какие карты, он реален не менее Орловской губернии или королевства испанского — утверждал писатель Леонид Андреев в начале XX века. Теперь мы знаем, что даже более. «Держава Рериха» — мир его возвышенной мысли, облеченной в свечение красок, — не перестает быть одним из самых любимых «мест паломничества» для многих ценителей подлинного искусства.

Но уникальность этого Музея заключается прежде всего в том, что феномен Рериха, автора свыше 7000 картин и около 30 книг, руководителя беспрецедентной в истории Центрально-Азиатской экспедиции, создателя множества обществ и учреждений культуры по всему миру, предстает со стороны далеко не всем известной. Наследие, которое младший сын художника, Святослав Николаевич, выполняя волю своих родителей, передал в 1990 году в дар народу России, раскрывает деятельность всей семьи Рерихов. Семьи, где каждый дополнял другого, а все вместе составляли единое целое, подчинившее свою жизнь служению Будущему. Об этом служении расказывают многочисленные (их около тысячи) экспонаты Музея, где помимо удивительных картин Николая и Святослава Рерихов можно увидеть и дневники с записями Елены Ивановны Рерих, на основании которых были созданы книги Живой Этики, и научные труды Юрия Николаевича Рериха, ученого-востоковеда с мировым именем, и находки экспедиции - памятники древних культур, а также личные вещи Рерихов, редкие фотографии и многое другое.

По вечерам, когда гаснет в Музее свет и таинственным свечением загораются давно уже ставшие нарицательными «рериховские краски», один из его залов превращается в концертный, а то и в театральный. Клавесин и барочная скрипка, былинные гусли и яркий звук современного «Стэйнвея», виртуозные пассажи колоратурного сопрано и лирическая мягкость баритона, белые сюртуки и своеобычные диалоги героев Островского, особая, «храмовая» акустика, атмосфера камерности, свойственная старинным особнякам, и торжественности, присущей музею...

А еще у Музея есть оптический театр с программами и для взрослых, и для детей, магазин-салон, где помимо широкого спектра литературы, аудио- и видеозаписей на самый взыскательный вкус можно найти изделия художественных промыслов, благовония и средства для фитотерапии.


Адрес Музея:
Москва, м. Кропоткинская,
Малый Знаменский переулок, 3/5.
Телефон: (495)203-64-19
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru