Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Лазарев В.Н.
Великий художник
Тютюгина Н.В.
Рерих и Нестеров
Мешкерис Вероника Александровна
Ведущий научный сотрудник Отдела Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН

Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха

Схемы картины Н.К.Рериха «Знаки Гэсэра» – ритуальный танец перед солнечным символическим знаком. Фрагмент
Схемы картины Н.К.Рериха «Знаки Гэсэра» – ритуальный танец
перед солнечным символическим знаком. Фрагмент

Сюжет картины «Скалы Лахула» (1935 г.) связывался с легендарными знаками Гэсэра. На самом деле изображение представляет традиционную сцену кругового танца, посвященного солнечному божеству.

Ритуальный круговой танец в честь солнечного божества в скальной живописи Средней и Центральной Азии относится к эпохе бронзы. Теперь с уверенностью можно сопоставить этот сюжет с аналогичными сценами Бимбетки (Индия), Саймалы-Таш (Киргизия), Тамгалы (Казахстан), Чулуут (Монголия). В этой цепи известных археологических находок сюжет из Лахула (Западный Тибет) имеет дополнительное значение в исследовании кругового танца ритуального действа, который связывается учеными с культовой обрядностью индоевропейцев эпохи бронзы.

В те далекие времена магическое воздействие осуществлялось через общение с невидимым миром, с теми божественными и астральными силами, от которых зависело благополучие общины.

Картина «Меч Гэсэра», названная в честь легендарного героя монголо-тибетского эпоса Гэсэр-хана, с одной стороны, отражает народные традиции изображения на скалах символа культового героя, с другой – определенный этап эволюции материальной культуры. Подобная форма меча или кинжала является традиционной. Аналогичные кинжалы* найдены на территории Узбекистана. Вооружение подобного типа связано с вторжением на эту территорию юджийских племен, с которыми связаны миграционные процессы движения народов Средней Азии. Изучению этих проблем большое внимание уделял Ю.Н.Рерих.

Изображение мечей. Бишкентская долина (I – II в.в.н.э.)
Изображение мечей. Бишкентская долина (I – II в.в.н.э.)

Легендарной фигуре Гэсэр-хана как персонажа тибетских мифов, объекта развитого культа, Николай Рерих уделял значительное внимание. На полотнах художника представлен и сам герой, и изображения, связывавшиеся с его культом. Рерих как бы раскрывает древнейшее ядро образа – ниспосланный небом культовый герой, очищающий землю от чудовищ. Как правитель-избранник и даже первый человек, спустившийся с неба, Гэсэр восходит к добуддийской, бонской традиции.

Картина Н.К.Рериха «Оплот Духа»
Картина Н.К.Рериха «Оплот Духа»

На картине «Оплот духа» (1932 г.) мы видим скалу с традиционной тибетской посвятительной надписью, связанной с проникновением буддизма: «Ом мани падме хум» (О, сокровище в лотосе). На картине Рериха дано начало надписи: «Ом мани...». Надписи на скалах связаны с буддийской традицией.

Наскальные изображения II века н.э. в казахстанском урочище Капчагай
Наскальные изображения II века н.э. в казахстанском урочище Капчагай

К настоящему времени исследованы наскальные изображения II века н.э. с надписями в казахстанском урочище Капчагай, представляющие три фигуры буддийской иконографии с посвятительными тибетскими надписями, расшифровывающими их имена. Это также связано с индийской традицией, представляющей троицу богов – Брахму, Вишну и Шиву. Картина Рериха имеет познавательный смысл в изучении подобного рода памятников.

В настоящее время немецкими археологами обнаружен в Пакистане буддийский цикл наскального искусства.

Буддийские наскальные изображения из Пакистана (VI – VII в.в. н.э.)
Буддийские наскальные изображения из Пакистана (VI – VII в.в. н.э.)

Таким образом, наскальное искусство, представленное на картинах Н.К.Рериха, существенно дополняет наши представления о значительном культурном явлении в духовной жизни народов Центральной Азии в семантико-хронологическом аспекте на протяжении тысячелетий в свете новых археологических открытий.

Труды современных ученых воплощают развитие рериховских идей о духовной и художественной ценности первобытного искусства.

  • * Подобные мечи – двухлезвенные, клиновидные с перекрестием и прямым навершием появились в III веке до н.э., были наиболее характерны для первых веков н.э. и сохранились в раннем средневековье (V-VII в.в. н.э.)
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru