Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Ясько Г.Ю.
Явление России
Мешкерис Вероника Александровна
Ведущий научный сотрудник Отдела Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН

Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха

Многочисленные изображения танцев с участием символических фигур солнце-людей представлены в «картинной» галерее комплекса Саймалы-таш в Киргизии. Замаскированные под животных участники ритуала разбиты на пары и потрясают в воздухе друг перед другом погремушками, бубнами, хлопают в ладоши. Имеются уникальные изображения ритуального танца двенадцати человек перед двумя солнцеобразными божествами-великанами в петроглифах ущелья Тамгалы близ Алма-Аты в Казахстане. Другая сцена изображает ряженых охотников, ее персонажи одеты в шкуры с бубнами в руках. Другой фрагмент композиции показывает динамичный ритуальный танец с характерными жестами.

Широко распространенные мифы, связанные с солярным индоиранским божеством Митрой, отражены не только в Средней Азии и Индии, но и в глубинной Азии (пустыня Гоби), Сибири (Акызская стела).

Ритуальный танец перед солнечным божеством. Велькамоника. Бронзовая эпоха. Италия
Ритуальный танец перед солнечным божеством.
Велькамоника. Бронзовая эпоха. Италия

В эпоху поздней бронзы и раннего железа (II – I тысячелетия до н.э.) в ритуальных сценах наскального искусства исчезают солнцеголовые божества. Художники (Фоссум, Бохуслан – Швеция, Валькомоника – Италия) изображают, в основном, участников ритуала танцоров-музыкантов, иногда даже с духовыми инструментами. Типичный танец на петроглифах этой эпохи исполняют птицеголовые участники с поднятыми над головой руками (в позе адорации), выражающий веру в связь быка и солнца (Каратау – Казахстан, эламская керамика, Биче-Злато – Украина). Источники таких сцен с птицеголовыми участниками можно видеть в мадленскую эпоху (Пеш-мерль, Лес-Казарес, Ляско – Франция, Грот Пелигримо в Палермо, Адлора, Леванцо – Сицилия), в эпоху энеолита (Чулуут – Монголия).

Жест поднятых рук, напоминающих рога быка, зафиксирован в скальном искусстве Индии в Сингапуре. Идея плодородия отражена как в солнечном быке (Сибирь), так и в солнечном всаднике (Казахстан). Круговой танец из цепи танцоров с соединенными опущенными руками является наиболее распространенным и постоянным сюжетом скального искусства Индии (Лакхаджар, Сингапур, Бамбетка, Казахстана (Чулак, Габаевка), Монголии (Гачурт), Сибири (Байкал), Азербайджана (Кобыстан), Финляндии (Тайпсаари), Италии (Велкамоника). Типичный круговой танец обнаружен на петроглифах Чулака (Казахстан).

Происхождение кругового танца связано с культурным наследием ирано-язычных протосакских племен, населявших Центральную Азию и Южную Сибирь. Группа людей с луками не петроглифах Чулак представляет особый интерес. Специалисты по древней культуре Казахстана предполагают, что лук, обращенный внешним углом наружу, является прототипом смычкового инструмента, где роль смычка представляла стрела. Возможно, что древний лук петроглифов Чулак был прототипом казахского инструмента «кыл-кобыз».

Ритуальный круговой танец встречается на изображениях близ села Габаевка в низовьях реки Чу. Он также связан с охотой. Здесь музыкант аккомпанирует танцорам.

Схемы картины Н.К.Рериха «Знаки Гэсэра» – ритуальный танец перед солнечным символическим знаком
Схемы картины Н.К.Рериха «Знаки Гэсэра» – ритуальный танец перед солнечным символическим знаком

Произведения скального искусства, которые изучались во время известной экспедиции Н.К.Рериха, нашли свое отражение на художественных полотнах, написанных в пути. Как уже было сказано, картины Рериха, запечатлевшие памятники наскального искусства, представляют научный интерес для исследователей. Н.К.Рерих понимал ценность наскальных изображений, пытался разделить их на добуддийские и буддийские, придавал большое значение символике знаков и видел в этих археологических памятниках следы больших исторических явлений, таких как, например, переселение народов. Он наметил путь сравнительного анализа скальных изображений и соответствующих им археологических находок. Так, например, «Меч Гэсэра» сопоставляется с предметами вооружения, найденными в Минусинских, Кавказских, Сарматских и кельтских могильниках. Если уже в 30-е годы были предложены эти далекие аналогии, то теперь представляется возможным сопоставить эти наскальные изображения с новыми находками на территории Средней и Центральной Азии.

  • * Подобные мечи – двухлезвенные, клиновидные с перекрестием и прямым навершием появились в III веке до н.э., были наиболее характерны для первых веков н.э. и сохранились в раннем средневековье (V-VII в.в. н.э.)
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru