Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

«Позвольте мне сойти с пьедестала...»

Предисловие к пяти неопубликованным письмам Е.И.Рерих из архива МЦР

Пять писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов еще не известны нашему читателю. Встреча с ними – это целое событие для всех нас. Они написаны в разное время, разным людям и в обстоятельствах, отличных друг от друга. Однако всех их объединяет в единое целое неизменная жизненная позиция самого автора. Позиция эта имела свои приоритеты, и самым главным из них была Живая Этика, со всем богатством сообщенных в ней знаний.

Даже в письмах любимому мужу и сыновьям, ее единомышленникам и сотрудникам, она неустанно обращается к ее проблемам, которые ненавязчиво и органично вплетаются в ткань каждого письма.

"Родные, – пишет она, – каждую свободную минуту уделите вмещению Учения, и еще: "Прислушались ли вы к вашему сердцу? Трепещет ли оно в ритме Совершенного Сердца, которое включает вас всех?"

Она действительно была в своей семье Ведущей в полном смысле этого слова. Многие из нас помнят прекрасную картину Н.К.Рериха с таким же названием, которая была посвящена Елене Ивановне. По крутым скалам женщина ведет мужчину вверх.

Процитированные фрагменты были написаны 3 марта 1930 года. Необходимо напомнить обстоятельства этого времени. В 1929 году, после Центрально-Азиатской экспедиции, Николай Константинович и Юрий Николаевич выехали в Америку по неотложным делам, связанным с Музеем Рериха в Нью-Йорке. Святослав Николаевич за рубежом заканчивал свое образование. Елена Ивановна осталась одна в Кулу, где жили в это время Рерихи. Английские власти и разведка подозревали, что Николай Константинович – "советский агент". В колониальной Индии каждый русский традиционно считался русским шпионом. Воспользовавшись отъездом Николая Константиновича из Индии, английские власти отказали ему и его сыновьям в обратной визе. На весну и лето 1930 года падает самый острый момент противостояния, которое можно назвать «Английская разведка против Рерихов». Первая сторона старалась не впустить Николая Константиновича и сыновей в Индию и стремилась под различными предлогами выселить оттуда же и Елену Ивановну. Вторая сторона пыталась противодействовать этим планам. На плечи Елены Ивановны легла трудная и ответственная задача удержать индийский "плацдарм" и сохранить возможность дальнейшего проживания Рерихов в этой стране. Последнее было очень важным, так как с Индией были связаны исследовательские и творческие планы Николая Константиновича и огромная духовно-философская работа самой Елены Ивановны. Забегая вперед, хочу сказать, что в этой неравной борьбе победили Рерихи. Подробности всего происходившего описаны в моей работе "Рерих в Гималаях", опубликованной в этом же номере журнала.

Читая мартовское письмо 1930 года, вы не найдете в нем ни жалоб, ни просьб о помощи. Она оберегала мужа и сыновей от всего этого, постоянно подбадривала их и вселяла надежду на лучшее будущее. Можно поражаться мужеству и стойкости этой женщины, у которой тревога за близких людей, казалось бы, должна была отнимать все силы. Но как всегда ее занимают философские проблемы, связанные с Живой Этикой.

Она, в который раз, возвращается к унизительному положению женщины на планете Земля, справедливо считая, что именно это положение есть причина многих бед нашего времени. "Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину унижения женщины", – пишет она. Женщина несет великую культурную миссию, связанную с построением Нового Мира. Ее собственное совершенствование есть одна из насущных задач, стоящих перед человечеством. "Пусть соберет самые прекрасные Облики, и, претворив их в духе самой эпохи, следует им в бесконечном устремлении к творчеству совершенствования". Тема Великого космического закона двух начал (женского и мужского) проходит красной нитью через всю ее переписку. Почти в каждом письме Елена Ивановна обращается к проблемам культуры, ее эволюционному значению, бедственному ее положению в современном мире.

"Культурные идеи ведут и спасают человечество", – повторяет она в письме Николаю Константиновичу и Юрию Николаевичу (24.06.30). Но повторения эти сопровождаются новыми подходами к вечному сюжету Культуры. Эти подходы открывают нам неожиданные грани, которые шлифует ее неутомимая и высокая мысль. "Культура была в большом загоне до войны, – пишет она Муромцевым 27.04.45, – люди увлекались цивилизацией, и она показала им свой ужасающий, мертвящий лик в беспощадной механизации жизни и сердца человеческого. Теперь черед за Культурой, но пусть она будет понятна во всей ее утонченности и красоте. Воспитание сердца и нового широкого мышления, основанного на героизме, дружелюбии и красоте, уявит новое поколение, которое утвердит примат духа и даст миру изумительные открытия дальних миров". Елена Ивановна тесно увязывает качество героизма с Культурой, относя его к той же, необходимой для культуры категории, как и красота. И становится ясным, что без героизма культура не может существовать, ибо первый есть эволюционное качество тех, кто созидает энергетическое поле культуры. Без этого необходимого компонента данное поле теряет свою упругость, а культура лишается возможности защитить себя от невежества и разрушений.

 
Версия для печати
Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru