Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Лазарев В.Н.
Великий художник
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

«Позвольте мне сойти с пьедестала...»

Предисловие к пяти неопубликованным письмам Е.И.Рерих из архива МЦР

Пять писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов еще не известны нашему читателю. Встреча с ними – это целое событие для всех нас. Они написаны в разное время, разным людям и в обстоятельствах, отличных друг от друга. Однако всех их объединяет в единое целое неизменная жизненная позиция самого автора. Позиция эта имела свои приоритеты, и самым главным из них была Живая Этика, со всем богатством сообщенных в ней знаний.

Даже в письмах любимому мужу и сыновьям, ее единомышленникам и сотрудникам, она неустанно обращается к ее проблемам, которые ненавязчиво и органично вплетаются в ткань каждого письма.

"Родные, – пишет она, – каждую свободную минуту уделите вмещению Учения, и еще: "Прислушались ли вы к вашему сердцу? Трепещет ли оно в ритме Совершенного Сердца, которое включает вас всех?"

Она действительно была в своей семье Ведущей в полном смысле этого слова. Многие из нас помнят прекрасную картину Н.К.Рериха с таким же названием, которая была посвящена Елене Ивановне. По крутым скалам женщина ведет мужчину вверх.

Процитированные фрагменты были написаны 3 марта 1930 года. Необходимо напомнить обстоятельства этого времени. В 1929 году, после Центрально-Азиатской экспедиции, Николай Константинович и Юрий Николаевич выехали в Америку по неотложным делам, связанным с Музеем Рериха в Нью-Йорке. Святослав Николаевич за рубежом заканчивал свое образование. Елена Ивановна осталась одна в Кулу, где жили в это время Рерихи. Английские власти и разведка подозревали, что Николай Константинович – "советский агент". В колониальной Индии каждый русский традиционно считался русским шпионом. Воспользовавшись отъездом Николая Константиновича из Индии, английские власти отказали ему и его сыновьям в обратной визе. На весну и лето 1930 года падает самый острый момент противостояния, которое можно назвать «Английская разведка против Рерихов». Первая сторона старалась не впустить Николая Константиновича и сыновей в Индию и стремилась под различными предлогами выселить оттуда же и Елену Ивановну. Вторая сторона пыталась противодействовать этим планам. На плечи Елены Ивановны легла трудная и ответственная задача удержать индийский "плацдарм" и сохранить возможность дальнейшего проживания Рерихов в этой стране. Последнее было очень важным, так как с Индией были связаны исследовательские и творческие планы Николая Константиновича и огромная духовно-философская работа самой Елены Ивановны. Забегая вперед, хочу сказать, что в этой неравной борьбе победили Рерихи. Подробности всего происходившего описаны в моей работе "Рерих в Гималаях", опубликованной в этом же номере журнала.

Читая мартовское письмо 1930 года, вы не найдете в нем ни жалоб, ни просьб о помощи. Она оберегала мужа и сыновей от всего этого, постоянно подбадривала их и вселяла надежду на лучшее будущее. Можно поражаться мужеству и стойкости этой женщины, у которой тревога за близких людей, казалось бы, должна была отнимать все силы. Но как всегда ее занимают философские проблемы, связанные с Живой Этикой.

Она, в который раз, возвращается к унизительному положению женщины на планете Земля, справедливо считая, что именно это положение есть причина многих бед нашего времени. "Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину унижения женщины", – пишет она. Женщина несет великую культурную миссию, связанную с построением Нового Мира. Ее собственное совершенствование есть одна из насущных задач, стоящих перед человечеством. "Пусть соберет самые прекрасные Облики, и, претворив их в духе самой эпохи, следует им в бесконечном устремлении к творчеству совершенствования". Тема Великого космического закона двух начал (женского и мужского) проходит красной нитью через всю ее переписку. Почти в каждом письме Елена Ивановна обращается к проблемам культуры, ее эволюционному значению, бедственному ее положению в современном мире.

"Культурные идеи ведут и спасают человечество", – повторяет она в письме Николаю Константиновичу и Юрию Николаевичу (24.06.30). Но повторения эти сопровождаются новыми подходами к вечному сюжету Культуры. Эти подходы открывают нам неожиданные грани, которые шлифует ее неутомимая и высокая мысль. "Культура была в большом загоне до войны, – пишет она Муромцевым 27.04.45, – люди увлекались цивилизацией, и она показала им свой ужасающий, мертвящий лик в беспощадной механизации жизни и сердца человеческого. Теперь черед за Культурой, но пусть она будет понятна во всей ее утонченности и красоте. Воспитание сердца и нового широкого мышления, основанного на героизме, дружелюбии и красоте, уявит новое поколение, которое утвердит примат духа и даст миру изумительные открытия дальних миров". Елена Ивановна тесно увязывает качество героизма с Культурой, относя его к той же, необходимой для культуры категории, как и красота. И становится ясным, что без героизма культура не может существовать, ибо первый есть эволюционное качество тех, кто созидает энергетическое поле культуры. Без этого необходимого компонента данное поле теряет свою упругость, а культура лишается возможности защитить себя от невежества и разрушений.

 
Версия для печати
Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru