Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Станкевич И.

Рериховское движение сегодня

Уважаемая редакция!

В 20 номере журнала были опубликованы материалы, поднимающие проблему слабых и негативных мест в рериховском движении. Мне хотелось бы продолжить разговор на эту чрезвычайно актуальную тему. Этот материал подготовлен на основе опыта ярославских последователей Учения, возможно он будет интересен читателям журнала, поскольку затрагивает проблемы общие для многих рериховских обществ. Мы считаем, что пора перейти к серьёзному анализу жизнедеятельности рериховских организаций и существующих сегодня проблем. Наша группа полностью поддерживает начатый журналом разговор на данную тему.


Рериховское движение сегодня находится в стадии перехода на качественно новый уровень. Заканчивается первая ступень его развития, длившаяся примерно семилетие, во время которой шёл преимущественно количественный рост движения. Во многих городах страны за это время были созданы небольшие группы изучающих Живую Этику. Потребовалось время для необходимого становления, самоопределения и накопления опыта. Сейчас, по нашему мнению, наступает период, когда сложившийся потенциал должен проявиться в новой, более осознанной форме. Этот переход закономерно сопровождается выявлением в движении его сильных и слабых мест, светлых и тёмных сторон.

Журнал «Мир Огненный» очень своевременно начал обсуждение этих вопросов. Опубликованные в № 20 материалы (статья О.Сумина, резолюция Приморского собрания рериховских обществ) совершенно справедливо и чётко акцентировали внимание на серьёзных проблемах, которые не просто ослабляют движение, но нередко откровенно профанируют идеи Живой Этики. Это и известный снобизм, «духовная исключительность», и активная деятельность при поверхностном освоении основ Учения, и религиозно-культовый подход, и — что представляется наиболее тревожным — наличие категории властолюбцев, использующих Учения и рериховские общества ради собственного самовозвеличивания. Все эти явления можно расценивать, как духовные препятствия, без преодоления которых рериховское движение не сможет перейти на свою следующую ступень.

Одной из причин возникновения подобного рода ситуаций является неполное, а зачастую, упрощённое до примитивизма, понимание ряда основных положений Живой Этики. Такое поверхностное восприятие Учения умело используют в своих целях местечковые «вожди». К сожалению, многие подходящие к Живой Этике легко «клюют» на активную (порой даже агрессивную) рекламу таких «лидеров», воспринимая её за своеобразное проявление Света. Последствия такого легковерия и легкомыслия как правило самые печальные. Не буду ссылаться на примеры Владивостока, где «председательствует» Лунёв, или Челябинска (Соболев) — горькие плоды таких «цветов» мы имеем и у себя в Ярославле.

В Учении неоднократно обращается внимание на то, что крайне опасно читать Живую Этику только глазами, не чувствуя и не ощущая ее глубинное, духовное содержание. Внешнее восприятие Учения может привести (и, как мы видим, действительно приводит) к серьёзным ошибкам и заблуждениям, самыми страшными из которых будут действия противоречащие самому духу и смыслу Живой Этики.

Многим известно, что некоторыми людьми сотрудничество понимается как преимущественно физическое действие. На этом следовало бы остановиться подробнее, так как этимология этого понятия может привести как к пониманию сути сотрудничества, так и ввести в заблуждение. Сотрудничество — это действительно действие, но обязательно высокого духовного качества. А это нечто иное, чем просто физическое взаимодействие, поскольку в него вложена внутренняя работа, определенное самоотречение и ответственности. Сторонники исключительно физического действия, непонимающие внутреннего значения сотрудничества, приводят в обоснование своей позиции много цитат из различных источников. Но нередко эти цитаты бывают вырваны из контекста, а более прямые указания на духовные основы любого явления как бы не замечаются. Так, Людмила Васильевна Шапошникова дала чёткое определение сотрудничеству: «Для всех — и для сотрудников Центра, и для рериховских организаций, сейчас стоит проблема научиться сотрудничать, научиться понимать другого человека, научиться его слушать и слышать. И это сотрудничество... — одно из условий ликвидации той самости, при которой получается, что я главный, я учитель и т.д. Постепенно это уйдёт, и те, кто поймёт, как надо жить и работать, останутся в пространстве этой деятельности». (Журнал «Мир Огненный», № 12, стр. 121).

Но подобные советы отметаются невежеством или демагогией лидеров. Это не голословное утверждение — приходилось встречать группы, «лидеры» которых не допускали в группе многие издания МЦР, в том числе и журнал «Мир Огненный». Скажете нелепость? Если бы...

Крайне ошибочно считать, что желая сделать людям что-то доброе, говоря им о Свете, мы уже несём Свет. Нет! Если при этом наше сознание не очищено, если не изжит элементарный эгоизм — что мы принесём людям? Ничто не компенсирует духовную нечистоту: «Мост между Нами — духовность, может явить гору или исчезнуть мгновенно. И эту пропасть не засыпать всеми камнями созданных гор». (Зов,11.07.1922 г.). Но мы забываем этот Указ. Также забываются и слова Елены Ивановны: «Сначала очиститесь, потом собирайте людей». Неужели трудно осознать, что активность без чистоты духа кощунственна? Неужели не вспоминается по этому поводу фрагмент из Библии, где пришедшим к Учителю «последователям», делавшим по их представлению много дел «во Имя Христа», но необретшим чистоты духа, была дана суровая оценка Учителя: «Не знаю Я вас. Идите прочь, делавшие беззаконие!».

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru