Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

День Учителя в Международном Центре Рерихов

В календарных датах этот день не отмечен как праздничный, но для всех, кто прикоснулся к Учению Живой Этики, он является самым торжественным и значимым. Именно 24 марта 1920 года были записаны первые строки Учения, которому предстоит открыть дверь в будущее нашей планеты, став основой мировоззрения ХХI века. Этому событию была посвящена торжественная встреча, состоявшаяся в Международном Центре Рерихов, краткий стенографический отчет о которой публикуется ниже.


Людмила Васильевна Шапошникова, генеральный директор общественного Центра-Музея им. Н.К.Рериха, первый вице-президент МЦР:

Дорогие друзья, коллеги, уважаемые гости. Мы собрались вместе в особенный День, который мы отмечаем каждый год, — День, посвящённый Великому Учителю, чей голос раздался над планетой в двадцатом году 24 марта. И было сказано: «В новую Россию моя первая весть»… Эти слова услышала тогда только одна женщина, и этой женщиной была Елена Ивановна Рерих. С этого началась Живая Этика.

Если говорить о наших Учителях, то сегодня нужно вспомнить всех Высоких Духов, которые приходили на Землю, чтобы продвинуть эволюцию человечества, а человечеству, как известно, свойственно долго сопротивляться всему новому и значительному. Несложно представить себе, какой труд лежал и лежит на всех, кто выполняет эту работу. Рерихи (и Николай Константинович, и Елена Ивановна) в сотрудничестве с одним из Учителей, который всем нам известен, начали великий труд по созданию системы философии, которая означала внедрение нового энергетического мышления на нашей планете.

Существует много проблем, связанных с этими событиями. В первую очередь, это проблема сотрудничества Великих Учителей с Еленой Ивановной, в котором создавалась Живая Этика. Иногда говорят, что Учитель диктовал, а Елена Ивановна записывала. Как же можно считать это сотрудничеством? Всё дело в том, что Учитель диктовал Живую Этику не по телефону и не по радио. Связь сотрудников — это сложнейший энергетический процесс, который происходит в нашей крайне неблагополучной земной атмосфере, и если, предположим, четко прозвучала фраза: «В новую Россию моя первая весть», то многое потом шло не как фразы и слова, а как мыслеобразы. В нашем архиве есть записные книжки Елены Ивановны, где вперемежку со словами и фразами можно увидеть её зарисовки. Полученные мыслеобразы предстояло расшифровать. Она, таким образом, выступала посредником между Человеком (полагаю, не ошибусь, назвав Великого Учителя Человеком, который стоит на недосягаемой пока для нас, более высокой ступени эволюционного развития и всё же остается Человеком) и человечеством Земли.

Посреднику приходилось очень трудно. Елена Ивановна понимала и Учителя, и смысл доносимой информации, но она должна была облечь эту информацию в форму, которая будет понятна всем, к кому обращался через своего земного посредника Учитель. Елена Ивановна блестяще справилась с задачей, именно поэтому Учение Живой Этики сейчас широко известно и доступно многим.

Вторую проблему составляет вопрос, как подходить к самому знанию о существовании Учителей. Полагаю, что большинство собравшихся здесь убеждено в том, что Великие Учителя, Высокие Духи, существуют. Они оставили великие исторические вехи и в прошлые века, и достаточно яркий след в двадцатом веке. Сегодня мы знаем о том, что Рерихи несколько раз встречались с Великими Учителями. Они встречались с Великим Учителем в Москве. В двадцать шестом году Он был здесь. Они также встречались с Ним в Лондоне, в Нью-Йорке и, наконец, в Индии, в Дарджилинге. Но вы должны обратить внимание, как бережно относились к информации об Учителях и Николай Константинович, и Елена Ивановна. Вы помните, наверное, экспедиционный дневник, который называется «Сердце Азии», где Николай Константинович описывает встречу с одним из Учителей: «Мы ехали на автомобиле по шоссе перед Дарджилингом и вдруг увидели, что в портшезе несут какого-то очень странного ламу. У него корона на голове и одеяние не похоже на традиционные одежды ламы. И тогда мы спросили, — пишет Николай Константинович, — кто это. Никто не дал точного ответа».

Времена меняются, и сегодня я могу сказать, кто это был. Имя встреченного Рерихами ламы — Джул Кул. Его изображение сейчас перед вами справа от Учителя, если смотреть из зала. Джул Кула несли в портшезе в один из небольших храмов под Дарджилингом, где должна была состояться встреча с Рерихами, которые ехали туда же на автомобиле. Этот небольшой храм стоит на холме, почти рядом с монастырём Гум. Мне удалось там побывать. Это очень странный и удивительный храм. Вы, наверное, видели снимок «Храм встречи». Именно здесь в двадцать третьем году Рерихи встретились с Учителями. Их имена: Мория и Джул Кул. В этом храме обсуждалась проблема Центрально-азиатской экспедиции. Вы все хорошо знаете, что Центрально-азиатская экспедиция несла очень существенную эволюционную нагрузку и была в значительной мере инициативой Учителей.

Храм, избранный Учителями для встречи, выделяется среди остальных — небольшой, похожий на часовенку. Когда в него входишь, то видишь изображения Будды, Кришны, изображения химер, которые обычно встречаются в готических храмах. Короче говоря, в этом храме как бы переплетаются элементы самых различных религий. Эта идея проводится и в Живой Этике, и во многих других трудах, которые нам тоже с вами знакомы.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru