Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Кому подчиняется Министерство культуры?

Действительно, кому? Ответить на этот вопрос не так-то просто. История эта началась почти десять лет тому назад. В ней участвовали Правительство Российской Федерации, вышеупомянутое Министерство, Международный Центр Рерихов и Музей Н.К.Рериха, им созданный, а также ряд известнейших стране деятелей культуры и науки.

Весной 1990 года Святослав Николаевич Рерих, выдающийся художник и общественный деятель Индии, передал Советскому Фонду Рерихов (с 1991 г. — Международный Центр Рерихов) наследие своих родителей, великих наших соотечественников, Н.К. и Е.И.Рерихов, с условием создать в Москве Музей им. Н.К.Рериха. Для Музея в том же году было выделено здание — исторический памятник Москвы «Усадьба Лопухиных». Наследие Рерихов было оформлено дарственной Святослава Николаевича и вывезено специальным рейсом самолёта, предоставленным для этой цели Правительством СССР. В этой истории необходимо обратить внимание на два важных момента. С.Н.Рерих просил создать не государственный, а общественный Музей им. Н.К.Рериха. С этим согласилось Правительство СССР в своём Постановлении от 4 ноября 1989 г. за номером 950. И второе — Святослав Николаевич включил в свою дарственную также и коллекцию картин, собственных и своего отца, общим числом в 288 полотен. Картины эти были привезены им в Советский Союз ещё в 1974 г., в связи со столетним юбилеем Н.К.Рериха. «В числе моих коллекций и другого имущества, — писал он в дарственной, — я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин — моего отца (161) и моих (126), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР». Стараясь сохранить целостность передаваемого наследия, С.Н.Рерих обратился к членам правления СФР (25.11.89.) со следующими словами: «Очень осторожно надо подходить к распоряжению наследием. Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-то части наследия. Притом они будут ссылаться на данные им обещания или будут думать, что они могут наилучшим образом этим наследием распорядиться. Мы, однако, должны проявлять твёрдость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность». Он уже тогда как бы предчувствовал недоброе...

В 1997г. в «Усадьбе Лопухиных» открылась полная экспозиция негосударственного Музея им. Н.К.Рериха. Полуразвалившееся здание было отремонтировано и отреставрировано полностью на народные деньги. Государство не вложило в это ни копейки. Но картин из завещанной коллекции в экспозиции не было. Они по-прежнему украшали стены Музея Востока, переданные туда на «временное хранение» ведомством культуры.

Ни в 1990, ни в 1991 гг. Картины Международному Центру Рерихов возвращены не были. В апреле 1992 г. С.Н.Рерих отправил письмо Президенту России Б.Н.Ельцину. «В 1990 году я вместе с остальным наследием, — писал он, — передал Центру большую выставку картин моего отца и моих собственных (288) полотен, которая долго находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче её Международному Центру Рерихов». Вскоре в Минкульт пришло, в связи с этим, правительственное поручение (АШ-П4-20587 от 4.06.92.). Заместитель министра Т.Х.Никитина отдала распоряжение — подготовить картины к передаче Международному Центру Рерихов. Однако этого не случилось. Поручение Президента и правительства выполнено не было.

1993-й год начался для нас с печального и горького события — умер Святослав Николаевич Рерих. Его смерть разделила нашу жизнь на «до» и «после». Уже в феврале 1993г. директор Музея Востока В.А.Набатчиков издаёт сам себе приказ (№ 13 от 25.02.93.) о постановке не принадлежавшей ему коллекции картин Рерихов на постоянное хранение. Основание: «В связи с необходимостью» и «на основании рапорта хранителя фонда Рерихов, заведующей мемориальным кабинетом Рерихов О.В.Румянцевой». Затем картины включаются незаконно в Государственный музейный Фонд. Акция «прихватизации» тщательно скрывается.

14 апреля 1993г. (письмо за № 5.4.11/626) к Министру обратился заместитель Председателя Комиссии по культуре Верховного Совета РФ П.Д.Курицын. «Требования Международного Центра Рерихов о возврате картин, — писал он, — не принимаются во внимание, не выполнены и обещания зам. Министра культуры РФ Т.Х.Никитиной, данные при встрече 25.02.93г. с руководством Международного Центра Рерихов». Министр в своём ответе от 27.04.93 (за № 890-01-22) пишет о том, что задержка объясняется лишь отсут-ствием у МЦР надлежащего хранилища и предстоящей экспертизой передаваемых картин. И ни слова о состоявшейся уже «приватизации».

В этом же месяце В.А.Набатчиков направляет вице-премьеру Правительства РФ Лобову О.И. письмо (от 24.04.93. за № 272-1/3). «Изложенное позволяет просить Вас, Олег Иванович, — пишет он, — помочь в передаче наследия Рерихов и «Усадьбы Лопухиных» Государственному Музею Востока в бессрочное и безвозмездное пользование, что явится поистине бесценным подарком Правительства России к 75-летию Музея, которое отмечается в этом году». «Подарок», как ни странно, состоялся. 3 ноября 1993 г. вышло Постановление Правительства РФ за № 1121 о создании вместо общественного Музея им. Н.К.Рериха, согласно воле покойного дарителя, государственного, в качестве филиала Музея Востока. Для этого у МЦР отбиралась «Усадьба Лопухиных». Вслед за этим последовало секретное письмо А.Чубайса об изъятии у МЦР переданного ему С.Н.Рерихом наследия. В основу Постановления было положено так называемое «письмо Девики Рани», вдовы С.Н.Рериха. Вдова якобы требовала создать государственный Музей Н.К.Рериха. Письмо было фальшивым, сфабрикованным бывшим секретарём С.Н.Рериха Мэри Пунача, против которой вскоре было возбуждено уголовное дело по хищению ценностей Рерихов. Обо всём этом сообщалось в нашей прессе. Высший арбитражный суд, в который обратился МЦР, в марте 1995г. отменил Постановление Правительства о передаче «Усадьбы Лопухиных» Музею Востока. Решение обжалованию не подлежало. Однако через полгода Минкультуры добилось отмены этого решения на надзорной инстанции ВАС. Спас и «Усадьбу Лопухиных», и Музей им. Н.К.Рериха московский мэр Юрий Михайлович Лужков, подписавший сразу же после мартовского решения ВАС распоряжение о заключении с МЦР арендного договора на 49 лет. Все попытки Министра Е.Ю.Сидорова и директора Музея Востока Набатчикова отменить это распоряжение не увенчались успехом.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru