Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

«Грани Агни Йоги» об искусстве

(Гуру) В творчестве светоносном, совершаемом рукой человеческой, запечатлеваются и кристаллизуются высшие энергии. Происходит как бы выражение в плотных формах невидимых тонких энергий. Это как бы низведение пространственного огня с Неба на Землю и попытка утвердить его в образах уже чисто земных. И краски, и полотно, и кисти – земные, но идея, воплощённая в полотне, уже от Высшего Мира. Так объединение двух миров происходит воочию, явно, оставляя после себя конкретные формы этого объединения. Невидимый простому глазу аспект этого творчества проявлен в том, что пространственный огонь коагулирован в кристаллических огненных образованиях, окружающих видимую, плотную форму творения, и не видимых физическим глазом, но, тем не менее, реально существующих в пространстве и составляющих как бы душу каждого истинного произведения искусства. Основная мощь видимых творений – в невидимости. Каждый великий труженик искусства является Прометеем, овладевшим пространственным огнём и принесшим его на Землю, Прометеем, прикованным к скалам Земли и могущим выразить этот огонь не иначе, как в плотных, физических формах.

(X том. § 537)

(Гуру) Великое значение искусства заключается в том, что может оно силою творческой мощи духа создавать замечательные произведения, переживающие века, в то время как земное тело творца давно уже умерло и превратилось в прах. Над временностью и преходимостью плоти утверждается явно и зримо непроходимость и длительность творчества рук человеческих. В этой непреходящей сущности искусства заключены свойства творческих искр или огня духа, который вне времени и смерти. На искусство можно смотреть как на стремление духа вложить свою вечную сущность, не преходящую веками, во временные формы Земли, насытив и наполнив их до предела плотных возможностей элементами непреходящего. В этом особая заслуга искусства перед человечеством. Люди, созерцая великие произведения искусства, не могут не думать о том, что многие из этих жемчужин уже существовали, когда смотрящие на них ещё не родились на Земле, и будут продолжать существовать, когда их уже не будет. Как бы сияющие нити непреходящего протягиваются при помощи этих великих произведений через временную и быстро мелькающую обычность короткой человеческой жизни. Кто-то сказал, что искусство бессмертно и выразил в этих кратких словах его глубочайшую вневременную сущность.

(X том. § 708)

(М.А.Й.) Аритмизм в музыке разрушителен и действует разлагающе на сознание. Подобную музыку надо безотлагательно изъять из обращения, ибо недопустимо ею разлагать человеческие организмы. К сожалению, это бедствие ещё не осознано людьми. К сожалению, по радио, телевидению и на эстрадных концертах такая музыка допускается и приветствуется несознательными любителями дисгармонии и разложения. Пора прекратить это беззаконие. Пора понять его вредоносность. Пора уберечь детей и молодёжь от этого яда.

(XI том. § 14)

(Гуру) Музыканты, художники, поэты и все настоящие деятели искусства прекрасно понимают значение гармонии и ритма. Именно гармоническое сочетание красок даёт полотну красоту и ценность. Красота основана на гармонии. Без гармонии нет Красоты. Искусство, Красота и гармония создают высшие ценности человеческого духа. Когда говорим о Красоте, не отделяем от неё ни гармонию, ни ритм, ибо Красота выявляется через них. Будет время, когда Красота войдёт во все области жизни. Чистыми, светлыми, прекрасными и гармонически построенными во всех деталях станут фабрики и заводы, города и деревни. Настанет время, и Красота победит мир, ибо в нём установятся гармония и ритм.

(XI том. § 15)

(Гуру) Непревзойдённая красота истинных произведений искусства силу свою получила из Сфер Высших. Да! Есть сферы Незримого Мира, насыщенные красотою и гармоничные во всех формах своего выявления. Красота и безобразие – такие же антиподы, как Свет и тьма. И если Свет и Красота – синонимы, то синонимами будут безобразие и тьма. Орбиты этих двух антиподов проявления земного мира можно расширить, включая в каждую из них соответствующие явления. И если в орбиту Света включить гармонию, созвучие, вдохновение, добросердие, великодушие, мужество, подвиг и все прочие положительные и светлые качества духа, то в орбиту тьмы войдут противоположные им, и, прежде всего, злоба, жестокость и человеконенавистничество. Определив орбиты этих антиподов, уже нетрудно сознательно примкнуть к той, которая притягивает к себе сознание. Нужно только добавить, что если орбита тьмы ограничена кругом своего проявления, то орбита Света не имеет границ.

(XI том. § 116)

(Гуру) О познавательном значении искусства думают мало. А между тем искусство – это путь познавания тех явлений и областей жизни, которые познать другим путём невозможно. Поэт и художник как бы прозревают в сущность вещей и видят то, что иначе увидеть нельзя. Можно задать себе вопрос: откуда композитор черпает свои мелодии? Из себя? Но их в нём нет, они приходят откуда-то. Откуда? С какими сферами связывается он, чтобы получить материал для своего творчества? Искусство есть прямой путь к осознанию Высших Миров.

(XI том. § 423)

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru