Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Ясько Г.Ю.
Явление России
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Черняев В.

Церковь и культура

"Есть ли сегодня союз между Православной Церковью и культурой?" Ответ на этот вопрос попытались найти участники пресс-конференции, которая состоялась в конце минувшего года в Государственной Думе и для участия в которой были приглашены представители думского комитета по культуре В.Мень и А.Зотиков, Вице-президент Международного Центра Рерихов Л.Шапошникова, представители Международной Лиги зашиты Культуры Н.Топчеев и Н.Борисова, скульптор Ф.Клыков.

Конкретным поводом пресс-конференции послужил настоящий разбой, учинённый религиозной общиной храма Св. Власия в отношении уникального оркестра "Баян", которым руководит народный артист А.И.Полетаев. Именно представители оркестра около двух лет на чистом энтузиазме приводили в порядок выделенное им помещение храма. Лауреаты международных конкурсов каждую субботу собственноручно рыли траншеи, прокладывали трубы и т.д. В итоге появился оригинальный центр духовной музыки, после чего Церковь и предъявила свои права на помещение храма. Оркестр, "понимая ситуацию", особо не сопротивлялся, но терпеливо ждал законного предоставления чего-то взамен. Однако прихожане дожидаться не стали и буквально выгнали музыкантов на улицу, при этом ломая инструменты и аппаратуру, уничтожая ноты и портреты наших знаменитых композиторов.

Вписать такое отношение в рамки цивилизованных норм, естественно, невозможно. И, если защищать подобные действия никому в голову не пришло, то отделить их от позиции руководства Церкви пытались многие. Даже сам пострадавший настаивал на том, что это конфликт между духовным центром и московскими чиновниками. К произволу чиновников сводили всё А.Зотиков и Ф.Клыков. Лишь В.Мень попытался обозначить проблему взаимодействия интеллигенции и Церкви, подчеркнув при этом, что даже Октябрьская революция произошла из-за отсутствия контакта между ними. Разумеется, прозвучало это довольно абстрактно, и если бы не обсуждение ситуации, складывающейся вокруг Международного Центра Рерихов, то тема пресс-конференции осталась бы нераскрытой вообще.


Из выступления Н.Борисовой:

Сегодня Церковь действительно принимает участие в разрушении культуры, и ситуация с А.Полетаевым являет такой пример. Когда отцы Церкви заявляют о том, что виноваты во всём лишь необузданные прихожане, то я хочу спросить, где же проповеди святых отцов?! Где миролюбие, где человеколюбие, смирение, терпение, где заповеди, которые прихожане должны выполнять?! Я вижу во всём этом маску лицемерия! Не может прихожанин рушить портреты Чайковского, Даргомыжского, Мусоргского, сжигать книги учёного, замечательного философа, археолога, художника Н.К.Рериха, которого к тому же отлучают от Церкви. Мне, верующей, Церковь объясняет, что происходит это потому, что якобы Н.К.Рерих изучал законы Вселенной, законы Космоса. Но ведь в 1840-1880 годы теоретик православия А.С.Хомяков был одним из основоположников русского космизма, разрабатывал теорию вселенского всеединства, единства общества, исторического прогресса, Церкви, человека, познания и творчества - во всём космическое мироощущение. И, очевидно, прав философ Николай Бердяев, который доказывал, что именно в Церкви рождаются те разрушительные силы, которые уничтожают дух культуры, именно в Церкви возникают те разрушительные силы, которые порождают безбожие цивилизации. Это безбожие цивилизации, эти разрушительные силы, разрушающие сегодня нашу культуру, я нахожу именно в Церкви.


Из выступления Л.Шапошниковой:

В ситуации с МЦР проявился целый ряд моментов, характерных для позиции Церкви вообще. В 1994 году Архиерейский Собор Православной Церкви вдруг объявляет культурный Центр Рерихов и культурные общества Рерихов нежелательной организацией, религиозной сектой, что свидетельствует о полной безграмотности. Ведь кто такой Рерих? Это борец за культуру, это создатель Пакта Рериха, который был потом утверждён на Гаагской Конвенции в 1954 году; это человек, который чётко поставил культуру на то место, которого она достойна и сказал о том, что культура есть стержень нашей культурно-духовной эволюции; это человек, который написал множество статей о культуре; человек, который считал, что если нет культуры, то нет человека. Эти соображения, эти позиции полностью совпадают с идейными позициями философов Серебряного века, с идейными позициями нашего патриарха культуры Д.С.Лихачёва, 90-летие которого мы отмечали на днях, и многих других. Но Церковь, к сожалению, эти позиции не воспринимает. Во всяком случае, по отношению к Рериху. Когда мы написали письмо Патриарху Алексию, то получили через некоторое время ответ митрополита Кирилла. Он пишет: "Мы подчёркиваем, что православию чужды представления о мироздании как некоей энергетической системе, и неизвестны законы космической эволюции". Но ведь это научные положения, которые уже завоёвывают достаточное пространство в новой науке, формирующейся на пороге ХХ и XXI веков. Это те положения, которые были выработаны в конце XIX века и сейчас ложатся в основу нового научного мировоззрения. У меня, когда я читала это, уже возникал образ инквизиции. Взаимоотношения с Церковью складывались трудно не только в наш период. Церковь сожгла Джордано Бруно на костре, теперь Церковь сжигает книги Рериха на костре. И на экранах телевизоров это показывали. Горела книга "Твердыня Пламенная", горела книга "Нерушимое", в которых осмыслены основы нашей национальной русской и мировой культуры. Значит, кому-то нужно это уничтожать. Сейчас Церковь, в какой-то мере, начинает формировать идеологическую цензуру, существовавшую в период тоталитарного государства.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru