НОВАЯ ЭПОХА

Т.Н.Горева,
Даугавпилс, Латвия.

ДВИНСКАЯ ГРУППА

«Дороги друзья, примкнувшие
к великому делу при зарождении его»
Е.И.Рерих.
Члены Двинской группы
Члены Двинской группы:
слева вверху - Ф.С.Барун, Е.С.Барун, г-н Макарский, В.Дергачев, С.Н.Рудинский;
слева внизу - г-жа Макарская, А.И.Клизовский, Е.А.Зильберсдорф, г-жа Барун, А.И.Эссе.
Даугавпилс, 11 марта 1940 года

Двинской группой Николай Константинович Рерих называл членов Латвийского Общества Рериха 30-х годов, которые жили в Двинске (после 1920 года город был переименован в Даугавпилс). Она состояла из 15 человек. Преподаватель физики и директор училища Евгений Александрович Зильберсдорф был руководителем группы. В ее состав также входил инженер Владимир Григорьевич Молчанов, учителя – Фелиция Викентьевна Осташева и Алиса Ивановна Эссе, Городской Голова г. Гривы Ефрем Сафронович Барун и его брат Федор Сафронович Барун, доктор Сергей Николаевич Рудинский, Владимир Дергачев, экономист Иван Сильвестрович Веретинский и его сын, учащийся гимназии, Аркадий Иванович Веретинский, учительница Людвика Константиновна Дексне. Некоторое время в Даугавпилсе жил и сотрудничал с группой член Латвийского Общества, писатель Александр Иванович Клизовский. К 1940 году вокруг них сформировался небольшой кружок из молодежи, изучающей Живую Этику.

Члены Двинской группы
Члены Двинской группы:
слева: Е.А.Зильберсдорф, Ф.В.Осташева, Е.К.Аншевиц-Вайчуленис (Рига),
С.Н.Рудинский, В.Г.Молчанов.
Даугавпилс, 25 января 1940 года.

В то время Латвийское Общество Рериха, образованное в Риге в начале 20-х годов и официально зарегистрированное 13 октября 1930 года, уже было признанным и активно действующим культурно-просветительским центром, выполняющим поручения Рерихов по изданию и распространению книг Живой Этики, теософской и философской литературы, а также по координированию деятельности возникающих в Прибалтике групп изучающих основы Живой Этики. Такая работа не могла быть ограничена лишь изданием книг, она неизбежно сопровождалась изучением новой философской системы, принесенной Рерихами, а устремление к знаниям, служение общему благу роднило и объединяло участников в единую духовную общину, ведомую и руководимую Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерих. Чувство ответственности и внутренняя дисциплина, соблюдаемая в Обществе, позволили за короткий срок выполнить поручение Учителей по изданию книг Живой Этики на русском языке. Таким образом, изданное в 30-е годы Учение служило источником важнейших знаний о мироздании и месте человека в нем на протяжении более 60 лет.

"БУДИТЬ СОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ"

«Часто в сердце подымается горячая волна любви и признательности к нашим латвийским друзьям за все их трогательное отношение и сотрудничество в великом движении и несении Света и Культуры».
Е.И.Рерих. 27.09.1937

В Латвийском Обществе Рериха основную работу по изданию книг вели рижане Феликс Денисович Лукин, Рихард Яковлевич Рудзитис, Фёдор Антонович Буцен и др. Живая Этика разбудила во многих из них творческие энергии, желание помочь внесению основ Учения в жизнь. Произведения председателя Общества Р.Я.Рудзитиса о Н.К.Рерихе, его книги «Сознание Красоты спасет», «Братство Грааля» и др., книги А.И.Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи», «Психическая энергия» – были большой поддержкой в разъяснении и популяризации новой философской системы. Чтение этих книг помогало понять новое мировоззрение, а затем приводило людей в Общество Рериха. Среди книг, написанных членами Латвийского Общества, были две книги руководителя Двинской группы Е.А.Зильберсдорфа – «Воспитание духа» и «В поисках Правды», которые остались менее известными для читателей, так как были изданы в конце 30-х годов, перед войной.

Е.А.Зильберсдорф (1877-1953) родился в семье мещанина немецкого происхождения, землемера, владельца имения недалеко от Полоцка, который занимался мелиорацией, выращиванием пшеницы, затем работал акцизным чиновником. В семье было трое сыновей.

Евгений Александрович, окончив гимназию, получил образование в Рижском политехникуме (так до войны назывался Рижский технический университет), где обучение велось на немецком языке. Получив диплом инженера-механика, он преподавал физику в Даугавпилсской городской гимназии, был директором ремесленной школы, где обучали столярному и слесарному ремеслу.

Евгений Александрович Зильберсдорф
Евгений Александрович Зильберсдорф

О внутреннем духовном становлении Евгения Александровича можно лишь догадываться по выдержкам из его книги «В поисках правды» и из писем Е.И.Рерих:

«Пройдя обычный путь религиозного детства, сомневающейся юности и полного безверия в молодых годах своей зрелости, я очень хотел бы предостеречь многих моих собратьев не идти таким путем бесконечного доверия к поспешным выводам своего разума. Разум поспешен в выводах и часто неосторожен в своих заключениях. Нужна гармония между разумом и сердцем, нужна и Помощь извне.

Опыт моей жизни и метания из стороны в сторону в поисках Правды и Истины обнаружили лишь поспешность заключения первой половины моей жизни при полном непонимании вопросов духа и великих задач нашей земной жизни, а без ответов на эти насущнейшие вопросы возможно ли устройство всей жизни, которая удовлетворяла бы нас?»

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу (28.12.37): «В заключение хочу сказать Вам, дорогой Евгений Александрович, очень была тронута Вашим доверием, посвящением меня в историю Вашей жизни.

Да, жуткое отрочество и тяжкая юность выпали на Вашу долю. Но так как во всем есть великий смысл, то, вероятно, все это было нужно, чтобы привести Вас к новому пути и тем прочнее удержать на нем».

Путь исканий истины привел Евгения Александровича к людям, изучающим вопросы философии, религий, Живую Этику. Став членом Латвийского Общества Рериха, он начал изучать работы Е.П.Блаватской и Живую Этику, полученные знания давали ответы на многие волновавшие его вопросы. Будучи преподавателем физики и воспитателем молодежи, он очень глубоко вникал в суть изучаемых вопросов и испытывал большую потребность делиться получаемыми знаниями со своими учениками, а также с людьми, которых не удовлетворяли материалистические воззрения и религиозные догмы.

В Даугавпилсе в начале 1930-х годов Е.А.Зильберсдорф организовал группу по изучению Живой Этики, которая вскоре влилась в Латвийское Общество Рериха. Ядром группы были Евгений Александрович Зильберсдорф, Владимир Григорьевич Молчанов и их рижский друг писатель Александр Иванович Клизовский, который часто бывал и даже некоторое время жил в Даугавпилсе.

Владимир Григорьевич Молчанов
Владимир Григорьевич Молчанов

Владимир Григорьевич Молчанов (1881-1946) родился в Двинске в состоятельной купеческой семье, окончил Двинскую реальную школу с математическим уклоном, учился в бельгийском колледже, Санкт-Петербургском Технологическом институте одновременно на двух факультетах – технологии металла и строительства элеваторов, – где, кроме специальных, получил и самые современные знания по философии, истории, иностранным языкам, искусству. В совершестве владел французским языком. Во время учебы в Санкт-Петербурге Владимир Григорьевич познакомился со своей будущей женой, студенткой Института благородных девиц Глафирой Ивановной. По окончании учебы работал в Министерстве финансов, затем по направлению министерства – в Краснодаре на строительстве элеваторов. Вернувшись в Латвию, семья Молчановых поселилась в своем имении Балдыни под Краславой, и Владимир Григорьевич работал на строительстве различных объектов в Краславе и Даугавпилсе, имел звание титулярного советника.

Еще с детства В.Г.Молчанов был знаком с Е.А.Зильберсдорфом, их объединяли общие взгляды и устремления, вместе они стали членами Латвийского Общества Рериха и образовали Двинскую группу. «Другу и попутчику в Беспредельность» – так написано Е.А.Зильберсдорфом на его книге, подаренной В.Г.Молчанову. Главным, что их объединяло, была тяга к знаниям, которые друзья получали из книг Живой Этики. Они стали тем центром в Даугавпилсе, к которому потянулись души, ищущие новых знаний, готовые к восприятию новой мировоззренческой доктрины.

В 1934 году Е.А.Зильберсдорф написал В.А.Шибаеву, основателю рижского кружка по изучению Живой Этики, а к тому времени – личному секретарю Н.К.Рериха в Индии, – письмо с просьбой передать Е.И.Рерих его вопросы, касающиеся Учения. Так завязалась переписка с Еленой Ивановной, из которой Евгений Александрович получал обстоятельные ответы и разъяснения по самым разным вопросам новой философской системы. Глубокие знания, полученные непосредственно от Елены Ивановны, и личный, жизненный опыт легли в основу книг, написанных им.

Книга Е.А.Зильберсдорфа «Воспитание духа»
Книга Е.А.Зильберсдорфа «Воспитание духа»

В 1936 году была издана первая книга «Воспитание духа». Высокая оценка этой книги заключена в словах Е.И. Рерих: «... дорогой Евгений Александрович, продолжайте радостно трудиться в этом же направлении. Истинно, великое дело – будить сознание окружающих» (11.10.1935); «...на днях получила Вашу прекрасную книгу. Была большая радость. Н.К. очень одобряет ее» (24.04.1936).

В 1939 году Евгений Александрович издал вторую книгу – «В поисках правды», в которой описан трудный исторический путь духовных исканий человечества христианской эпохи. Автор, являясь профессиональным учителем, стремился к просвещению в первую очередь воспитателей и молодежи, перед которой во все времена наиболее остро стоит вопрос выбора пути. В конце книги он пишет: «В особенности больно видеть молодежь, губящую лучшие годы своей жизни на бесполезное шатание и метание, вместо планомерного познавания жизни и законов эволюции! Всякий дальнейший путь для этой молодежи без руководящего начала будет, конечно, хаотичен и несуразен, полон всяческих заблуждений, падений и провалов, вовлекающих не только себя, но и все окружение свое, даже и дело, которому служит этот беспринципный человек».

Программным напутствием воспитателям молодежи являются слова из книги: «У нас нет воспитания духовного. У нас лишь воспитание религиозное, в направлении той или иной конфессии, но это лишь рамки, ограничение, загородки для великой жизни духа. <…> дух не национален и не догматичен. Он уже пережил много верований и наций, поэтому и Учение духовности должно быть общим для всех верований и национальностей. В школах необходимо преподавание о смысле жизни, задачах ее, о законах Вселенной, о Познаваемом и Непознаваемом, о грубых и Тонких Мирах, об эволюции Их, об общности жизни в них и о воспитании духа.

Задача велика и обширна. Без такой подготовки не наладить жизни на Земле, ибо нет внутреннего содержания ее. Дух своею победою в материальном мире не огорчит и не унизит никого – ни побежденного, ни самого победителя, но возвысит как того, так и другого. Победа же физической мощи, пигмеев духа – принесет горе и несчастье побежденным и унизит самого победителя. Чем грубее дух, тем менее способен он замечать все несоответствие победы грубой силы с Космической Волей. Но – вознесшийся дух, побеждая, возвышает сердца людей своим словом и примером».

Е.А.Зильберсдорф еще до войны получил от Елены Ивановны Рерих около 40 писем, явившихся основой для напиания его книг. В предисловии к книге «Воспитание духа» автор пишет: «Посвящением этой книги Елене Ивановне Рерих я хочу запечатлеть свое светлое воспоминание о минутах духовного общения с Нею, давших мне много прекрасных и возвышенных мыслей для создания этого труда. Глубокое благоговение и благодарность к Ней пусть неразрывно будут связаны с этим трудом».

Писем Елены Ивановны в Даугавпилсе всегда ждали с нетерпением и радостью. Ее мудрые советы всегда воспринимались как Указы и вели по пути знания к совершенству своей жизни. Кроме Е.А.Зильберсдорфа с Еленой Ивановной переписывались Ф.В.Осташева, С.Н.Рудинский, Ф.С.Барун.

В 1940 году с восстановлением советской власти в Латвии начались политические репрессии в отношении «враждебных» советскому строю лиц и организаций. К числу запрещенных организаций было отнесено и Латвийское Общество Рериха. Были запрещены все книги, изданные Обществом. После того, как в Риге были арестованы писатель А.И.Клизовский и занимающийся издательскими делами Ф.А.Буцен, Е.А.Зильберсдорф вынужден был уехать из Даугавпилса. Была и еще одна причина, вынудившая Е.А.Зильберсдорфа уехать из Латвии: указ Гитлера прибалтийским немцам вернуться в Германию. Он, немец по происхождению, предпочел уехать в Россию, где несколько лет скрывался от политических преследований, переезжая с места на место, некоторое время жил в Крыму в небольшом местечке Татарбунары между Одессой и Измаилом и затем остановился у брата в г. Горьком (Нижний Новгород). Там он прожил у родственников в уединении до своего ухода в 1953 году. Похоронен на Бугровском кладбище рядом со старшим братом.

Нижегородский период жизни Е.А.Зильберсдорфа описан И.Золиным (Нижний Новгород, газета «Левша»). Книги «Воспитание духа» и «В поисках правды» пережили своего автора и оказали большое воздействие на сознание послевоенного поколения нижегородцев. И.Золин писал, что благодаря этим книгам нижегородцы узнали об учении Живой Этики, получали необходимые им, долгожданные знания во времена последующего периода идеологического застоя в России – «Эти книги будили воображение, не давали потухнуть мыслям о Красоте, Бесстрашии, Эволюции».

Книга Е.А.Зильберсдорфа «В поисках правды» начинается словами из Евангелия от Иоанна: «Ходящий во тьме не знает, куда идет». В ней содержится историческое повествование о путях человечества к Истине, возникновении Евангелий, постановлениях церковных соборов, переоценке верований и воззрений, причинах обращения людей к спиритизму, медиумизму, магии и колдовству. В книге говорится о преследовании передовых идей и их носителей, и, наконец, о Сокровенном Учении, о Центре великих Знаний на планете и помощи человечеству идущей с Востока. Эта книга очень полезна всем, вольно и невольно вовлекаемым в современные процессы переустройства мира, часто замешанные на политических, национальных и религиозных разногласиях. В ней дается оценка основным общественным системам, в том числе, и демократии, к установлению которой с таким упорством стремится весь западный мир.

Вопросы, поднимаемые в этой книге, нисколько не утратили своего значения. Напротив, в связи с современными религиозными и национальными противоречиями, в том числе в Латвии и в России, она своевременна как никогда. Словно само провидение водило рукой автора, загодя подготавливая объяснения многим событиям сегодняшнего дня, пробуждая сознание окружающих к поиску вечных истин в новых обстоятельствах. Духовный наставник автора, Елена Ивановна Рерих, писала в одном из своих писем (22.10.1937): «Мы должны сеять добрые семена, и не нам судить, где и когда они дадут всходы. Наш урожай принадлежит будущему, и не оскудеет ли он, если мы что-то отложили?»

Пролежав в силу исторических событий более 50 лет, книги Е.А.Зильберсдорфа, сохраненные временем, помогают лучше понять пережитое, разобраться в сложных событиях настоящего, объясняют особенности переходного периода к Новой Эпохе, делают возможным правильно оценить возможности будущего.

Из переписки Е.А.Зильберсдорфа с Е.И.Рерих мы узнаем, что он планировал продолжить тему второй книги, чтобы показать путь развития сознания человека религиозного и научного мышления. Но эти планы были прерваны войной, репрессиями, и события жизни автора, видимо, не позволившими завершить задуманное. Также и Елена Ивановна советовала не торопиться с освещением этой темы и уделить время для сбора нужной информации, которая должна была подойти в будущем.

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

К концу 30-х годов Двинская группа представляла небольшой, но сплоченный коллектив людей. Группа состояла из старшей, основной, в которую входили члены Латвийского Общества Рерихов (ЛОР) и из группы друзей, которая состояла в основном из молодежи, интересующейся учением Живой Этики.

Члены старшей группы выполняли поручения правления ЛОР, участвовали в проведении культурных мероприятий в Риге. Е.А.Зильберсдорф принимал также участие в работе правления Латвийского Общества, устанавливал и поддерживал связи с группами в Литве, Эстонии. Он интересовался астрологией, ездил для ее изучения в Литву к председателю литовской рериховской группы Н.П.Серафинене, переписывался с редактором журнала «Оккультизм и Йога» А.М.Асеевым, который даже просил Евгения Александровича быть редактором этого журнала в Нарве, тесно сотрудничал и дружил с писателем А.И.Клизовским. Учительница Ф.В.Осташева вместе с членом правления Латвийского Общества К.Я.Драудзинь участвовала в работе женской секции Латвийского Общества. Ф.В.Осташева и А.И.Эссе, учительницы иностранных языков, помогали делать русско-латышские переводы по поручению председателя Общества Р.Я.Рудзитиса. Ф.С.Барун налаживал в Даугавпилсе работу с молодежью. Все вместе встречались с литовскими и рижскими друзьями. В 1937 году члены Двинской группы были участниками Конгресса обществ имени Рериха Прибалтийских стран. Это был форум, продемонстрировавший устремление последователей Рерихов тех лет к сотрудничеству и единению, еще теснее сплотивший литовских и латвийских рериховцев.

Члены Двинской группы
Первый ряд слева: Е.А.Зильберсдорф, Ф.В.Осташева, В.Г.Молчанов;
Второй ряд, вторая справа Л.К.Дексне

Заботясь об организационном устройстве, целостности и единстве созданного в Латвии Общества, Н.К.Рерих писал: «Двинской группе считать себя филиалом Рижского и так сотрудничать с Рижским Обществом. Учение Жизни прежде всего призывает к сотрудничеству и единению, сейчас эти основы священно охранены» (1.03.1939).

Отличительным качеством входящих в старшую, основную группу было трепетное отношение и преданность Учителям и Учению, выполнение дисциплинарных и нравственных основ духовной жизни. Выполнение Указов, следование Учению было правилом их внутренней и личной жизни. Это было обязательным условием для зачисления в основную, старшую группу Общества. Отошедшие, хотя бы временно, от дел группы, прервавшие духовный ритм и напряжение подъема, должны были начинать все сначала в группе изучения Живой Этики. Это было не просто формальным уставным требованием, а глубоким пониманием смысла Учения, позволявшим им выполнить возложенную на них задачу.

Ф.В.Осташева и К.Я.Драудзинь
Ф.В.Осташева и председатель женской секции Латвийского Общества К.Я.Драудзинь

Понимая, что «... сознание перерождается после Учения» (О. 124), они изучали его основы. Поскольку книг не хватало, переписывали тексты от руки, перепечатывали их на машинке, передавали друг другу, изучали самостоятельно и небольшими группами. В письме Рерихам (12.03.1939) Р.Я.Рудзитис писал о том, что Дергачев из Двинска составил полный Указатель к темам Учения, над которым работал два года по 8 часов ежедневно. И хотя его работа впоследствии была оценена в Риге недостаточно глубокой, трудолюбие, проявленное автором, характеризует его отношение и устремленность к получению знаний. Такие Указатели, выписки из Учения делали все. Сохранился рукописный Указатель, составленный Е.С.Баруном, объемом около 30 ученических тетрадей, а также Указатель, составленный И.С.Веретинским объемом в 19 общих тетрадей.

Большую помощь в понимании Учения оказывала Е.И.Рерих. С ней переписывался не только Е.А.Зильберсдорф, но и Ф.В.Осташева, С.Н.Рудинский, Ф.С.Барун. Каждый из них, стараясь жить по Учению, обращался к Е.И. за разъяснением или советом. И на ответы каждому Елена Ивановна, несущая огромную нагрузку по созданию новой философской системы и по космическому сотрудничеству, находила время и силы. Она писала Ф.В.Осташевой о тончайших состояниях души, о пробуждении психической энергии, о сотрудничестве. Доктору С.Н.Рудинскому – о неизвестных пока еще современной науке способах лечения психической энергией. Ф.С.Баруну – о вере и религии, и даже о волнующих событиях в семейной жизни его любимой дочери Анастасии Марковой.

Нередко увлеченность новой философской доктриной передавалась родственникам и они тоже пополняли ряды группы. Так пришли к Живой Этике сын Ф.В.Оташевой – Сергей и его жена Лидия, дочь и зять Ф.С.Баруна супруги Марковы, сын И.С.Веретинского – Аркадий, тогда еще гимназист. Позже, в послевоенные годы, вся семья Веретинских – жена Аркадия Ивановича Лидия Эрнстовна, ее мать Валентина Александровна и сестра матери Варвара Александровна станут хранителями книг и знаний Учения в годы репрессий и запретов.

Официальная деятельность Латвийского Общества Рерихов продолжалась 10 лет и была прервана в 1940 году после того, как в Латвию по взаимному договору с правительством СССР были введены части Советской Армии. Вместе с армией в Латвию фактически пришла тоталитарная идеология, которая прошлась суровыми репрессиями по судьбам многих латвийцев. Началась насильственная депортация населения в Сибирь и сталинские лагеря, а также жесткая цензура и запреты всякой чуждой тоталитаризму идеологии. К числу запрещенных общественных организаций было причислено и Латвийское Общество Рериха, все его книги и издания. В эти грозные годы Н.К.Рерих писал Р.Я.Рудзитису (16.03.1940):

«Мы ценили и радовались книгам Клизовского, Зильберсдорфа и изданиям и лекциям Буцена. Много добрых осведомлений разошлось по свету благодаря их трудам. Мы сердечно радовались работам по Живой Этике и миротворчеству Драудзинь. Мы были рады получить работу Стребейко. Если перечислить все приношения на пользу Этики и Культуры, то придется перечислить всех членов Общества, деятельно проявивших себя. У каждого появились свои особые трудности и даже сложились неразрешимые житейские проблемы. Тем драгоценнее, что деятели культуры и среди тяжких условий не падают духом и не опускают рук. Дело Этики и Культуры, так нужное для всей эволюции человечества, особенно неотложно в дни мировых переустройств».

В Риге начались аресты и допросы членов Общества. Писатель А.И.Клизовский и занимавшийся издательством Ф.А.Буцен были арестованы и отправлены в Гулаг, где в 1942 году были расстреляны. Предупрежденные активисты-рериховцы вынуждены были скрываться и прятать книги и переписку с Рерихами.

Фелиция Викентьевна Осташева
Фелиция Викентьевна Осташева

После отъезда Е.А.Зильберсдорфа из Даугавпилса уехал из города и его друг и соратник В.Г.Молчанов, он переехал с семьей в свое имение Балдыни под Краславой, где работал в сельской школе учителем. Он ушел из жизни летом 1946 года от сердечной недостаточности, до последнего дня оставаясь не только школным учителем, но и учителем жизни многих юных душ. Других двинских рериховцев репрессии не коснулись. Началась война и сталинская машина не успела добраться до остальных членов группы. В это суровое время Двинская группа перешла в подполье и координацию действий взяла на себя Ф.В.Осташева. Нужно было иметь достаточное мужество, стойкость, непоколебимость веры и преданность Учению, чтобы не дрогнуть перед предстоящими трудностями и продолжать нести свет людям в сгустившейся тьме событий.

Война ломала жизни людей, забирала близких, многие терялись и теряли свои дома, город был практически разрушен. Человек огромной душевной доброты и сердечности, Ф.В.Осташева, оказывала поддержку и помощь многим людям в эти трудные годы. Биографические сведения о Фелиции Викентьевне изложены в статье А.Эка «Воительница Света». Судьба этой удивительной женщины вела ее путем препятствий и испытаний, требовавших терпения, выносливости, закалки воли и духа, необходимых для служения людям. В раннем детстве она осталась без родителей, в гражданскую войну потеряла любимого и близкого человека, своего мужа (он также как и она был учителем), одна воспитывала сына, который стал художником, но потеряла и его – он умер в 1947 году от туберкулеза. Удивительные свойства души Фелиции Викентьевны привлекали к ней многих людей, с которыми она соприкасалась в своей жизни. В каждый прожитый день, в каждый свой школьный урок, в каждую встречу вносила она искры Учения Света. О величии души Фелиции Викентьевны говорят строки из адресованного ей письма Елены Ивановны Рерих (21.11.1938):

«Разве сердце не может радоваться, получая такое письмо, как Ваше? Разве может оно не послать в ответ лучший привет и зов к новой жизни, осознанной в новой радости служения благу человечества?

Истинно, лишь очень немногие могут ощущать эту радость, которая временами охватывает Вас, несмотря на неизбежные земные тяготы и горести. Потому приветствую в Вас душу милую и, вероятно, давно знакомую».

Школьная ученица Ф.В.Осташевой Х.К.Митрофанова (Осипова) вспоминает: «На уроках Фелиция Викентьевна интересно рассказывала детям о мироустройстве. Так на Пасху она приносила яйцо и на его примере объясняла, как устроена Земля, мир.

Для меня она была и учительницей, и подругой, несмотря на большую разницу в возрасте. Дружба эта постепенно переросла в духовное единство. Моя учительница открыла мне духовный мир, потом познакомила с книгами Н.К.Рериха, с репродукциями его картин, с Учением, с письмами Е.И.Рериих. Учила нас красоте, от нее мы научились подбирать цветы по их сочетанию.

Окончив школу, я тоже стала учительницей. Фелиция Викентьевна помогала мне изучать и понимать Учение. Своим самым близким ученикам она дарила маленькие полосочки в одну строчку от присылаемых ей писем Е.И.Рерих, как бы делясь, драгоценной светоносной энергией. Учила нас посылать светлые мысли в пространство.

Сама она всегда желала ученику: «Света тебе!».

Получая от Е.И.Рерих высокую поддержку в своих трудных жизненных ситуациях, Фелиция Викентьевна делилась своими знаниями, своим теплом и энергией со всеми, кто приходил к ней, для всех находила нужные слова. Свет, который излучала ее душа, притягивал всех, кто встречался с ней. Так пришли в группу Е.С.Барун, в доме которого она снимала комнату, его брат Ф.С.Барун и его дочь А.Ф.Маркова с мужем, затем ее школьные ученики. Познакомившись с учением Живой Этики, все стремились к самосовершенствованию, к высокой культуре отношений.

Практически вся семья Барунов изучала Живую Этику и все старались сверять по ней свои жизненные шаги, проходя через успехи и неизбежные ошибки, ведь как писала Е.И. (21.11.1938): «Вел. Уч., прежде всего, ценит достижение гармонии среди обихода жизни. "Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать человека, как он проходит испытание обихода; может ли сохранить гармонию дома, может ли устоять против мелких раздражений, может ли избежать скуки? Много тайных условий хранит обиход, но нужно и в них найти ту радость, которая вознесет в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают свое достоинство среди обихода, такое достижение будет прочным. Мы радуемся гармонии, но каждый день есть уже камень такого здания"».

Федор Сафронович Барун
Федор Сафронович Барун

В переписке Р.Я.Рудзитиса и Ф.С.Баруна с Е.И.Рерих за 1939 год есть несколько писем, посвященных событиям в личной жизни учительницы Анастасии Федоровны Марковой, дочери Федора Сафроновича Баруна, связанным с сохранением семейных отношений супругов Марковых. Анастасия Федоровна выросла в семье, где царил дух Учения. Ее отец Ф.С.Барун, его брат Е.С.Барун, затем учительница и друг семьи Ф.В.Осташева – первые рериховцы Двинска, были ее близкими людьми. Ее вспоминают как необыкновенно чистого, доброго и чуткого человека, сформировавшегося в семье, каждый участник которой старался развить в себе лучшие духовные качества, как писала Елена Ивановна, среди обихода жизни. События, сложившиеся в ее семье, были испытаниями на сохранение душевной чистоты, а став известными ее родственникам и друзьям, стали опытом исканий и борьбы за сохранение нравственных основ семейной жизни – воспитания чувства ответственности, долга, самопожертвования ради близких. Они стремились изменить себя, строили свои взаимоотношения на основе даваемых Учением знаний и мудрых советов Е.И.Рерих.

Ефрем Сафронович Барун
Ефрем Сафронович Барун

Ефрем Сафронович Барун (1893-1972), уроженец г. Гривы (сейчас этот город является районом Даугавпилса на противоположном берегу реки Даугавы), до прихода в группу в течение шести лет работал на строительстве Южно-сибирской железной дороги. Вернувшись на родину, поступил на работу в Городскую Управу, а в 1930-х годах работал Городским Головой города. Тогда он и познакомился с Ф.В.Осташевой, с Учением, которое сразу же нашло отклик в его сердце. Вместе со своим братом Федором Сафроновичем они активно включились в деятельность довоенной Двинской группы. Федор Сафронович был ответственным за молодежную секцию. Оба брата по своему складу были прирожденными организаторами. После войны Е.С.Барун организовывал первый в Илукстском уезде колхоз, несколько лет был его председателем, использовал в своей работе знания о трудовых отношениях, изложенные в книге «Община». Его мысли были устремлены к объединению, к общине, именно ее заветы он старался воплотить в своей жизни. От построения общины трудовой его мысли устремлялись к Общине духовной. Об этом говорит более поздняя запись в его дневнике:

«26.02.1968 г. Мы высказали мечту – положить начало основанию маленькой общины Нового Мира. Это моя мечта. А, может быть, суждено будет и осуществить ее? Как поведем себя. Если это будет в единении с Высшими Силами и в едином устремлении к совершенствованию, то можем и осуществить. Не будем забывать, что единение заключается в принятии и осознании Основ Бытия. Цель – Община, Общее Благо. Если наши мысли, наши устремления будут иметь хотя бы малейшее значение для эволюции, то Владыки, Духи Огненные окажут нам помощь и будут для этого и соответствующие условия. Только ничего эгоистического. Хотя и без этого физического объединения микрообщина из нас двоих уже существует».

До и во время войны Ф.В.Осташева жила в доме Е.С.Баруна, затем Ефрем Сафронович был вынужден продать дом. Узнав о том, что Фелиция Викентьевна осталась без жилья, ее приняла к себе семья Веретинских.

Иван Сильвестрович Веретинский
Иван Сильвестрович Веретинский

Иван Сильвестрович Веретинский (1894-1984), как и Ф.В.Осташева, был членом Латвийского Общества еще с 1930-х годов. Родился он в Польше, в 16-летнем возрасте, потеряв родителей, уехал в Вильнюс, затем в Даугавпилс, самостоятельно учился, увлекался восточной философией, астрологией. После встречи с Е.А.Зильберсдорфом стал изучать Живую Этику. Свои взгляды передал сыну Аркадию.

Аркадий Иванович Веретинский
Аркадий Иванович Веретинский

Аркадий Иванович Веретинский (1919-1992) начал изучать Живую Этику вместе с отцом еще будучи гимназистом. Отличительной чертой его была постоянная тяга к знаниям, к поиску Истины. После окончания гимназии в 1938 году он поступил на философский факультет Латвийского университета, который покинул в 1940 году после установления советской власти в Латвии. Аркадий не мог скрывать своих убеждений, сформировавшихся под влиянием Учения Живой Этики. А они вступали в явное противоречие с обучением на философском факультете носившем явно идеологизированный характер.

По окончании войны Аркадий Иванович встретил в Даугавпилсе свою будущую жену Лидию Эрнестовну (тогда она носила фамилию Рудзите), только что вернувшуюся из немецкого концлагеря «Заксенхаузен», в который она попала вместе с матерью Валентиной Александровной. Годы, проведенные ими в известном своей жестокостью концлагере, были суровым и страшным испытанием. Им повезло, они выжили, вернулись в разрушенный Даугавпилс и начали жить с нуля, так как их дом был разрушен войной. Александр Иванович и Иван Сильвестрович Веретинские познакомили их с Ф.В.Осташевой и с Учением, которое давало силы жить и верить в будущее. Так образовалась их маленькая община духовно близких, много испытавших, мужественных людей.

Лидия Эрнстовна Веретинская
Лидия Эрнстовна Веретинская

Лидия Эрнестовна Веретинская (Рудзите) (1926-2005), тяжело пережившая годы заключения в концлагере, а перед этим известие о расстреле в Гулаге своего отца, арестованного в 1940 году, рассказывала: «Я познакомилась с Ф.В.Осташевой в 1946 году. В моей, тогда еще молодой, жизни было много событий, которые заставляли задуматься о ее смысле. Часто в этих событиях я не находила ни логики, ни объяснений, не хватало ни опыта, ни знаний, чтобы все понять. И я была очень рада, что встретился человек, который помог мне в этом.

Идя впервые к Фелиции Викентьевне, я волновалась. Меня встретила пожилая женщина с внимательными глазами, доброй светлой улыбкой. Сразу по ее облику можно было понять, что это очень сердечный человек. Она как бы вся светилась изнутри. Таких людей мне еще не приходилось встречать. Она была сдержанна, приветлива. Взгляд ее лучистых голубых глаз выражал теплоту и любовь. Он проникал вглубь сердца и одновременно устремлялся в бесконечную даль. В нем чувствовалась невозмутимая стойкость характера, мужества, непостижимого благородства и все это отражалось в ее облике.

Когда она заговорила спокойным негромким голосом, казалось, что никакие невзгоды не в состоянии поколебать ее равновесия. Она сразу же стала мне родной и близкой, я поняла, что, наконец-то, встретила того человека, который поймет и поможет приобрести недостающие знания, научить пониманию жизни. Она – мой учитель! Я поняла – какое счастье встретить такого человека.

Фелиция Викентьевна была ненавязчива в наставлениях, больше любила слушать. Умела незаметно изменить или направить ход беседы. Знания давала не сразу и не всем. Она понимала и знала, что, давая все сразу, без разбора, можно навредить неподготовленному сознанию. У нее хватало чувствознания это определить уже с первых встреч.

На встречах у Фелиции Викентьевны собирались по 2 – 4 человека. У каждого были свои вопросы, свое знание и опыт. И самое главное – в занятиях была торжественность. Это были праздники души и сердца. Фелиция Викентьевна всегда выделяла главное – каждый должен познать себя, выявить накопления, хранящиеся веками, осмыслить, от ненужного – избавиться. И лишь тогда двигаться дальше. Без этого чтение и изучение Живой Этики бессмысленно.

В те годы среди наших старших друзей было много замечательных людей. Большинство из них уже ушли, но в памяти остались их самоотверженная жизнь, преданность Учению, доброта, глубокие знания и непоколебимость в избранном пути. Это были Федор и Ефрем Сафроновичи Боруны, Алиса Ивановна Эссе, Анастасия Федоровна Маркова, Иван Сильвестрович и Аркадий Иванович Веретинские и другие.

В те, послевоенные годы, когда начались репрессии в отношении рериховцев, никто из них не отказался от избранного пути. Было Указано прятать и сохранить книги Живой Этики. Их прятали на чердаках, в подвалах, закапывали в землю. Пролежав там несколько лет, многие книги не сохранились. Но оставшиеся мы затем все вместе переписывали от руки и печатали на машинках. Фелиция Викентьевна тоже много переписывала. Работала даже по ночам. Кроме этого она переводила труды Рихарда Яковлевича Рудзитиса, помогала в изучениии Живой Этики многим начинающим. И еще она всегда помогала людям материально, хотя сама жила очень скромно.

Большим счастьем считали мы переписку Фелиции Викентьевны с Еленой Ивановной Рерих. Благодаря этому мы получали ответы и разъяснения по непонятным темам Учения. Ведь они шли из первоисточника без искажений и субъективных толкований. Все это нам дала наш первый духовный наставник в этой жизни – Фелиция Викентьевна Осташева. Сама она себя учителем не считала и не допускала, чтобы ее так называли. Она считала себя нашим старшим другом с несколько большим опытом и знаниями, но и этого она никогда не подчеркивала...».

Валентина Александровна Ренард
Валентина Александровна Ренард

Валентина Александровна Ренард (Рудзите) (1903-1984), мать Л.Э.Веретинской, вместе с дочерью читала книги Учения, а вскоре к ним присоединилась и ее сестра Варвара Александровна Соловьева. Сложной была судьба этих сестер. Они родились в большой многодетной семье, в которой от чахотки умерли и дети, и родители. Из десятерых детей выжили только две сетры. Старшая Валентина стала матерью младшей сестренке, много работала, перед войной вышла замуж за Эрнста Яновича Рудзитиса, молодого и способного юриста, которого вскоре арестовали и в начале войны расстреляли в Воркуте. Затем Валентина Александровна вместе с дочерью Лидией, будучи в Риге, попали в уличную облаву, учиненную немецкими карателями, и на пароме были вывезены в Германию, в концлагерь «Заксенхаузен», известный своими зверствами. Освободили их канадские солдаты. После возвращения домой, где все было разрушено войной, они еще долго находились под наблюдением спецорганов советской власти, как вернувшиеся из оккупационной зоны. Компенсацией за удары судьбы, по их мнению, была встреча с семьей Веретинских и Ф.В.Осташевой, познакомившими их с учением Живой Этики.

Варвара Александровна Соловьева
Варвара Александровна Соловьева

После окончания войны вновь возобновились репрессии. Латвийское Общество Рериха было окончательно разгромлено сталинским режимом, уничтожено издательство «Угунс», издания Общества. Боль от этого звучит в словах Н.К.Рериха (1.03.1947): «Опять печаль о Риге, о всех добрых там начинаниях. Опять зверский вандализм! Опять дикари, – на складах было множество изданий. Кроме всей серии «Этики» были Письма Елены Рерих, была Доктрина Блаватской… Какой зловещий вандальский костер! < > Ведь случившееся несчастье произошло теперь на глазах «цивилизованного» мира на позор человечества».

Более 30 членов Латвийского Общества Рериха, в том числе председатель Общества Р.Я.Рудзитис и его жена Элла Рейнгольдовна, были арестованы и отправлены в лагеря Казахстана и Воркуты. Возвратились лишь после смерти Сталина. О возобновлении официальной деятельности Общества в то время не могло быть и речи. Но все вернувшиеся помнили и передавали вновь подошедшим Указ хранить книги до лучших времен.

27 августа 1963 года после болезни ушла из жизни Ф.В.Осташева. Ученики и близкие, проводившие ее в последний путь, написали на могильном памятнике слова, которыми она всегда их ободряла: «Благословенны препятствия, ибо ими растем». Эта фраза из Учения стала как бы эпиграфом к их жизни и жизням нескольких поколений XX века.

После ухода Фелиции Викентьевны группа сплотилась вокруг И.С.Веретинского. К тому времени он работал ведущим специалистом Даугавпилсского Стройбанка. Многие помнят его безукоризненное отношение к своей работе, и лишь близкие его друзья – рериховцы знают, как стремился он к высокому идеалу человека, которому, как любил говорить, можно доверить построение Нового Мира. Годы репрессий Иван Сильвестрович считал преходящим явлением и призывал использовать это время для накопления знаний и подготовки своего внутреннего мира к Миру Новому.

После ухода И.С.Веретинского в 1984 году, его дело продолжил сын А.И.Веретинский. Даже будучи прикованным тяжелой болезнью к постели, он начинал и заканчивал свой день чтением книг Живой Этики, больше всего радовался духовному продвижению своих друзей. С 1992 года, когда не стало Аркадия Ивановича их общее дело продолжила его жена Лидия Эрнстовна Веретинская. Так и передавалась в Даугавпилсе весть об учении Живой Этики и знания «от сердца к сердцу» до начала нового этапа обновления жизни.

Хелена Адольфовна Филипенок
Хелена Адольфовна Филипенок

Некоторые ученики по примеру своей учительницы Ф.В.Осташевой также становились наставниками молодого поколения и в своей работе продолжали нести в жизнь знания, почерпнутые из книг Живой Этики. Так сложилась жизнь ее учениц, сотрудниц и последовательниц – А.Ф.Марковой (Барун), Х.К.Митрофановой (Осиповой), Х.А.Филипенок, И.А.Цанкале. Они считали своим долгом сохранить великие истины, данные Учением, а также книги, изданные в 30-х годах. У них не было возможности открыто пропагандировать новое мировоззрение, но они верили, что придет время, когда это можно будет делать открыто и они должны сохранить для будущего то, что создано их предшественниками.

Инна Артуровна Цанкале
Инна Артуровна Цанкале

Учение Живой Этики преображало и испытывало всех, прикоснувшихся к нему. Учитель иностранных языков Инна Артуровна Цанкале (ум.1993) познавала основы его не только по книгам, но и по своей нелегкой жизни. Она была сиротой, жила у родственников своих родителей. С детства очень тянулась к знаниям, имела острый пытливый ум. Всего достигала самостоятельно, рассчитывать в жизни было не на кого. Став учителем, работала в школе. После войны судьба подарила ей встречу с Ф.В.Осташевой, которая изменила всю ее жизнь. Знания, почерпнутые в Учении, стали насущной необходимостью. Читала очень много, пытаясь все понять и во всем разобраться. Позже она с благодарностью вспоминала, как Фелиция Викентьевна с присущей ей проницательностью, учила воспринимать сокровенные знания не только умственно, но и сердечно. «Сердцем, сердцем надо принимать Учение!» – говорила она. Раскрытию сердца способствовали и мучительные страдания, которые Инна Артуровна позже перенесла в связи со зверским убийством единственного, близкого человека – своей дочери.

Учение помогало ей переносить удары судьбы и преобразовывать перенесенные страдания в стойкость и мужество. И еще ей приходилось много трудиться, чтобы заработать на жизнь себе и рано осиротевшей племяннице, которой она заменила ушедших родителей. Знание немецкого, французского, английского языков позволяло ей находить работу. Она преподавала в коммерческой школе, в Даугавпилсском военном авиационном училище, давала частные уроки. Жизнь требовала от нее постоянного труда не только ради выживания, но и для работы над собой. Позднее Инна Артуровна признавалась друзьям, как много для духовного роста дала ей встреча с Ф.В. Осташевой, после ухода которой она самостоятельно организовала кружок Живой Этики для своих учеников.

Людвика Константиновна Дексне
Людвика Константиновна Дексне

После разгрома Латвийского Общества Рериха наряду с группой Ф.В.Осташевой в Даугавпилсском районе действовала еще одна группа, образованная Л.К.Дексне. Людвика Константиновна Дексне (1892-1972) работала учителем в небольших латвийских городках – Двинске, Илуксте, Стелпе. В беседах с учениками она также использовала знания Живой Этики, которую начала изучать в 1930-х годах, будучи членом Латвийского Общества Рериха. С 1940 года она организовала небольшую группу в Илукстском уезде. Семьи у нее не было, и все свое время она посвящала занятиям. Переписывалась с дочерью председателя Латвийского Общества Р.Я.Рудзитиса – Илзе Рудзите, – и дважды ездила к ней на Алтай. Своим ученикам Л.К.Дексне много рассказывала о Космосе, о взаимосвязи человека с ним. Благодаря ей многие ученики начинали интересоваться Живой Этикой. В ее постоянной группе с 1940 года занималась Хелена Ивановна Вингре (1920-2001), которая вспоминала с большой теплотой о своей учительнице, умеющей в отсутствие книг донести до своих слушателей смысл и основы Живой Этики, подчеркивая ее глубокую связь с христианским учением. На встречах она рассказывала о вечной душе, о перевоплощениях, о любви, о доброте, о милосердии.

Хелена Ивановна Вингре
Хелена Ивановна Вингре

В письмах Елены Ивановны Рерих, изданных МЦР, содержится много подробных разъяснений, касающихся трудностей духовного роста и складывающихся взаимоотношений у вступивших на путь духовного самосовершенствования. Елена Ивановна по-матерински заботливо помогала преодолеть все препятствия, сопутствующие расширению сознания и самосовершенствованию своих корреспондентов, наладить взаимоотношения и сотрудничество, учила своевременному распознаванию негативных личностных проявлений, ложных и опасных путей. Опыт наших старших друзей, содержащийся в письмах Елены Ивановны, – это завещание тем, кто пройдет этот путь за ними. Первопроходцам всегда сложней, они первыми расчищали завалы человеческой самости и прокладывали путь к объединению сознаний во имя Общего Блага. Их горькие уроки – предупреждение, их удачи на этом пути – помощь и крылья идущим следом. Они не избегали трудностей, у многих в личных тетрадях хранились слова Рабиндраната Тагора:

«Да не молюсь я быть укрытым от опасностей, но лишь о бесстрашии, встречая их. Да не прошу я утешить мою боль, но лишь бы сердце победило ее. Да не ищу я союзников в жизненной битве, но лишь мою собственную силу. Даруй мне силу не быть малодушным, чуя Твое Милосердие лишь в моих успехах, но дай мне почувствовать пожатие Твоей Руки в моих ошибках».

Все, без исключения, рериховцы Даугавпилса, сохранившие память о старших, вспоминают, как Ф.В.Осташева никому не позволяла называть себя учителем. Учась постоянно сама, она считала своим долгом оказывать помощь в изучении Живой Этики более молодым и менее опытным. Никто ее не выбирал руководителем группы, но все, на основании накопленного ею опыта и знаний, признавали ее ведущую роль. Так же было и в других группах, где ведущими были в разное время Ефрем Сафронович Барун, Людвика Константиновна Дексне, Инна Артуровна Цанкале, Иван Сильвестрович, Аркадий Иванович и Лидия Эрнстовна Веретинские. И каждый из них помнил, что «Каждый, осознавший основы эволюции, имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей»(Агни Йога, 153).

Несмотря на разгром Латвийского Общества Рериха, главной цели – уничтожения нового мышления, знаний содержащтхся в Живой Этики, которое все эти годы хранилось в сердцах тех, прикоснулся к нему – достичь не удалось . В самые тяжелые моменты жизни они всегда обращались к Учению к его простым и невыразимо глубоким словам: «Когда же усложнятся вычисления и затмится Беспредельность, тогда снова вспомнят простейшую основу: от сердца к сердцу – таков закон сотрудничества, общины, содружества».

Ольга Иосифовна Балакина
Ольга Иосифовна Балакина

Начиная с 1958 года, сначала Юрий Николаевич, а затем Святослав Николаевич начали передачу творческого наследия своей семьи в Россию. Даугавпилсские рериховцы были среди первых посетителей выставок, которые проходили в Москве. И.А.Цанкале, О.И.Балакина и другие привезли в родной город из Москвы открытки, репродукции картин, представленных на выставке, рассказывали о встречах с Святославом Николаевичем. Его напутственный автограф – «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» (9.11.1989), – Ольга Иосифовна Балакина (род. 1923), внучка Е.С.Баруна, передала Даугавпилсской группе Латвийского отделения МЦР, в которую вошли в 1995 году те, кто в условиях идеологических запретов, хранили книги и самостоятельно изучали Учение Живой Этики. Вместе с ними, сохранившими память о рериховцах 30-х годов, о Двинской группе, подходили и новые, услышавшие Зов сотрудники, которым суждено жить в Новой Эпохе и строить ее по законам Красоты.

Автограф С.Н.Рериха
Автограф С.Н.Рериха на обложке книги Учения,
принадлежащей Даугавпилсским рериховцам.
Передано О.И.Балакиной

О ЖУРНАЛЕ | СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРОВ | СТАТЬИ | ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ
РАЗНОЕ | РЕКОМЕНДУЕМ | ИНФОРМАЦИЯ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | ЧАТ | КАРТА САЙТА
НА ГЛАВНУЮ

© Электронная версия журнала «Новая Эпоха» NovEpoch@yandex.ru